18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Эрмитаж продолжает прирастать Уралом

Выставка «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств» открыла ряд торжеств, посвященных юбилею крупнейшей на Урале художественной коллекции

Екатеринбургскому музею изобразительных искусств исполнилось 80 лет. К юбилею одного из крупнейших музеев Урала подготовлена программа мероприятий, главное из которых — открытие выставки «В память о прошлом на будущее. Послевоенный дар Эрмитажа Екатеринбургскому музею изобразительных искусств».

TANR уже сообщала о планах создания в городе филиала крупнейшего российского художественного музея «Эрмитаж — Урал», открытие которого намечено на 2017 год, а также о премии для журналистов, пишущих на темы культуры. Конкурс «Искусный глагол» посвящен не только юбилею екатеринбургского музея, но и памяти искусствоведа Владимира Матвеева, долгие годы работавшего в Эрмитаже.

Но премия и филиал — дело будущего, а пока открыли большую и красивую выставку. И это важное не только художественное, но и историческое событие, так как после Великой Отечественной войны, в благодарность за помощь в спасении эвакуированных сокровищ, Государственный Эрмитаж передал в фонды Екатеринбургского музея изобразительных искусств десятки произведений античной керамики и стекла, западноевропейской и отечественной живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Эти предметы легли в основу музейных коллекций, став украшением его постоянных экспозиций, однако значительная часть произведений ранее не выставлялась.

Генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказал на вернисаже о том, как подружились два советских музея: «Пребывание Эрмитажа в Свердловске стало частью героической и священной саги о спасении музея в годы Великой Отечественной войны — спасении его и в Ленинграде, и на Урале. Сага превратила операцию по сохранению имущества в эпический рассказ о героизме противостояния добра злу. Подвиг Эрмитажа стал замечательным образом и символом отечественной культуры. Была в этом и другая сторона. Сотрудники Эрмитажа оставили не только добрую память, но и тысячи людей, которых их лекции и выставки приобщили к мировой культуре, познакомили с великими творцами и их творениями. Это стало частью известного парадоксального процесса: беда войны и вызванная ею эвакуация способствовали развитию на Урале и в Сибири интеллигенции и интеллигентности. То был хороший пример, которому надо бы следовать и сегодня. Сохраняя культуру, мы даже из кризисов извлекаем пользу. Планы создания „Эрмитажа — Урала“ находятся в том же русле логики культурных процессов. Войны, слава богу, нет, но Урал нуждается в нас, а мы нуждаемся в нем».

К юбилейным торжествам из запасников достали редко выставляемые вещи (часть из них войдет в постоянную экспозицию филиала Эрмитажа на Урале) для того, чтобы впервые показать более 200 предметов этой части музейного собрания в одном выставочном пространстве. Здесь практически полностью продемонстрирована коллекция искусства античного мира. Большую ее часть составила керамика: светильники, сосуды различных форм и предназначений, терракотовые статуэтки. Из представленных в экспозиции изделий самым ранним является аттический арибалл VI века до н.э. — небольшой шаровидный сосуд с узким горлышком и плоским дном. Интересны также сетчатый и несколько арибаллических лекифов IV века до н.э., канфар, ойнохойя и килики V–IV веков до н.э. Самые разные емкости и сосуды позволяют судить и о развитии античного стекла.

На юбилейной выставке также представлено более трех десятков произведений  западноевропейской и отечественной живописи и графики, включая полотна российских живописцев Арсения Мещерского, Генриха Семирадского, Ивана Шишкина и работавших в России XVIII века иностранцев (пастельный «Женский портрет» Поля Жозефа Барду, «Девушка с цветком в волосах» Пьетро Ротари).

Экспозиция включает также холсты итальянской школы XIV−XVI веков, работы французских и немецких художников, голландские портреты и пейзажи XVII века. Здесь же можно увидеть подписной вариант картины фламандского живописца XVII века Жака Йорданса «Мелеагр и Аталанта», недавняя атрибуция которой практически тянет на искусствоведческий детектив.

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
3
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+