The Art Newspaper Russia
Поиск

«Новая скупая роскошь». Экономно, экологично и... с юмором

Куратор проекта New Luxuries: Less+More in an Age of Austerity/Новая роскошь. Голландский дизайн в эпоху аскетизма — одна из основателей амстердамской студии дизайна Droog Ренни Рамакерс — привезла в Москву 50 объектов, которые знакомят с культурой посткризисного потребления: экономичной, экологичной и… ироничной. Droog по-голландски значит «сухой». Так в 1993 году создатели студии (историк дизайна Ренни Рамакерс и дизайнер Гийс Бакер) определили свое отношение к дизайну, и с тех пор под этим брендом появляются вещи, отмеченные лаконизмом, изобретательностью и юмором, который должен обеспечить особый эмоциональный контакт с владельцем даже самого обыденного предмета, будь то шкаф, стул или обычная солонка.

Студия, хоть и является формально голландской, сотрудничает с дизайнерами со всего мира, в том числе с такими звездами, как американец Стефан Загмайстер. В штате же студии постоянно работает всего два человека, остальные специально приглашаются для каждого нового проекта. «Требования ко всем кандидатам — оригинальная концепция и легкое сумасшествие», — поясняет Рамакерс. Этот принцип оказался ключом к успеху компании: многие объекты Droog стали иконами дизайна 1990-х, например люстра 85 лампочек (Руди Грауман) или комод из кучи стянутых ремнем ящиков (Тейо Реми). По мнению Рамакерс, подобные вещи являются своего рода комментариями к изобилию, чрезмерному потреблению, претенциозности, сопровождающими работу дизайнера. Точнее, сопровождавшими: экономический кризис последних лет кардинально изменил эту ситуацию, и в 2000-х самоограничение стало не просто игровым творческим риемом, но вынужденной мерой, с которой столкнулись многие дизайнеры и их заказчики. В этих условиях работа Droog со вторсырьем, устаревшими и ненужными предметами стала привлекать еще больше внимания.

Помимо проектирования, студия Droog занимается и разными образовательными проектами, публикует свои тексты и регулярно устраивает передвижные выставки собственной коллекции, в которой сегодня около 200 предметов более ста дизайнеров. Как объяснила директор Московского музея дизайна Александра Санькова, выставка в Манеже уникальна тем, что собиралась в сотрудничестве с российской командой и рассчитана именно на отечественного зрителя, к «скупой» голландской роскоши непривычного. Санькова утверждает, что проект футуристический и что «новая роскошь» — это то, с чем еще придется иметь дело, когда запас природных ресурсов будет окончательно исчерпан.

Действительно, фигурирующая в подзаголовке «эпоха аскетизма» с потребительским размахом нашей столичной жизни пока не ассоциируется. Однако экономисты прогнозируют голодные годы, и, кто знает, может, московским любителям роскоши прививка голландской скромности окажется в скором времени весьма полезна… Рамакерс смиренно проповедует: «Настоящая роскошь в нашем шумном мире — это не золото, бриллианты и мрамор, а тишина, комфорт, удобство, любимые вещи, дела и люди».

Музей дизайна с самого начала заявлял о своей просветительской миссии, взять хотя бы пока не реализованную идею мобильного музея-автобуса, курсирующего по городам и весям. В рамках выставки Новая роскошь проходят лекции дизайнеров — участников проекта и куратора, рассказывающих о своих принципах проектирования, сегодняшней этике потребления, о бережном отношении к природе и материалам. И о том, что именно своеобразие авторского приема, а вовсе не избыточная дороговизна производства характерны для современного luxury-дизайна.

Московский музей дизайна/МВО «Манеж»
New Luxuries/ Новая роскошь
Москва
До 12 января

Просмотры: 1007
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
4
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
5
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
6
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
7
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
8
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru