The Art Newspaper Russia
Поиск

Наиновейшая история искусства

Третьяковка открывает на Крымском Валу новый вариант экспозиции работ 1950-х — 2000-х

Через четыре года после последнего изменения Государственная Третьяковская галерея показывает новый вариант экспозиции новейших течений в здании на Крымском Валу. Выставка Современное искусство. Перезагрузка. Конец 1950-х — 2000-е будет доступна до осени 2017 года, затем уступит место следующим проектам. Тема перезагрузки экспозиции вдохновлена передачей Третьяковской галерее фундаментальной коллекции Леонида Талочкина (1936–2002), одного из крупнейших собирателей «другого искусства». Его коллекцию, хранившуюся до этого в Российском государственном гуманитарном университете, два года назад музею передала вдова коллекционера Татьяна Вендельштейн.

Задача новой экспозиции — показать собрание галереи в его сегодняшнем состоянии, сформированном из трех источников: экспериментального фонда, возникшего в 1990-е в отделе живописи второй половины XX века благодаря закупкам Министерства культуры; коллекции современного искусства из Музея декоративно-прикладного искусства в Царицыне; и наконец, недавно влившегося собрания Талочкина. Кроме того, в коллекции есть еще около 500 работ, приобретенных музеем и полученных в дар. Среди них работы Дианы Мачулиной, Ростана Тавасиева, группы «Куда бегут собаки», коллектива «Что делать?» и других современных художников.

История экспозиции новейших течений довольно молода, как и сам одноименный отдел, сформированный в 2001 году для «изучения, коллекционирования и экспонирования авангардных тенденций в российском искусстве со второй половины ХХ столетия по настоящее время». Первый вариант экспозиции открылся в 2000 году, затем последовала версия 2006 года, созданная тогда еще главой отдела новейших течений Андреем Ерофеевым. В 2012 году после его увольнения «за нарушение музейного порядка» открылась третья экспозиция, которую курировал новый глава отдела новейших течений Кирилл Светляков.

Три первые экспозиции особенных экспериментов с выставочным пространством не предполагали, в отличие от нынешней — ведь для нее был выбран формат «кабинетов редкостей». Камерное пространство приватных комнат в выставочных залах третьего этажа имитируют с помощью выгородок.

«Такой формат был разработан для того, чтобы зритель мог сесть за стол и разобраться в увиденном. Чтобы посетитель и походил, и постоял, и покрутил вещи, изучив что-то с помощью тачскринов. Важно, чтобы он пришел сюда не один раз: с первого раза всего не увидеть точно, а некоторые вещи можно даже не найти, — так что это еще и в некотором роде квест», — рассказал TANR заведующий отделом новейших течений Третьяковской галереи Кирилл Светляков. Вместе с ним экспозицию готовили научные сотрудники Третьяковки Наталья Сидорова и Галина Шубина, приняла участие в создании выставки и Татьяна Вендельштейн.

Идея системы кабинетов-локаций возникла благодаря формату самих работ: многие из них связаны с историей нонконформистского искусства и создавались для квартирников, а не для музеев, рассчитанные на прямой, тесный контакт со зрителем. После их перехода в статус музейных объектов речи о непосредственном взаимодействии, разумеется, быть не может. Эту проблему в Третьяковской галерее решат с помощью мультимедийных материалов и физического копирования произведений. Так, Окна Дмитрия Пригова и Кубики Риммы и Валерия Герловиных посетители смогут не только посмотреть, но и потрогать.

Разделов у выставки 15 — на три больше, чем в двух предыдущих версиях: Диапазон абстракции; Оп-арт и кинетизм; появился принципиально новый раздел Сюрреалисты и мистики, посвященный художникам, творчество которых критики 1960–1970-х называли «религиозным мистицизмом»; Новый реализм; Поп-арт; Минимализм и постживописная абстракция; Соц-арт; Концептуальное искусство: поэзия и письмо, где будут раскрыты связи между поэзией и концептуализмом; Машины понимания; Перформанс; «Новая волна» и художники галереи «АПТ-АРТ»; Концептуализм 1980-х и последняя дань московскому концептуализму; Конец истории. Археология; Радикальный акционизм и «Что делать?» и Проект «Искусство 2000‑х».


Основу новых разделов в версии-2016 составят

1. Диапазон абстракции.
Юрий Злотников, Владимир Слепян, Юрий Куклес, Лидия Мастеркова, Валерий Юрлов

2. Оп-арт и кинетизм.
Вячеслав Колейчук, Лев Нусберг, Франциско Инфанте, Михаил Дорохов

3. Сюрреалисты и мистики.
Эрнст Неизвестный, Анатолий Брусиловский, Евгений Рухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Архангельский

4. Новый реализм.
Борис Турецкий, Сергей Бордачёв, Юрий Косаговский, Илья Кабаков

5. Поп-арт.
Михаил Рогинский, Александр Косолапов, Леонид Соков, Борис Бич, Ростислав Лебедев

6. Минимализм и постживописная абстракция.
Михаил Чернышов, Александр Юликов, Валерий Герловин

7. Соц-арт.
Виталий Комар и Александр Меламид, Борис Орлов, Виктор Скерсис, Гриша Брускин, Леонид Ламм

8. Концептуальное искусство: поэзия и письмо.
Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Дмитрий Пригов, Эрик Булатов, Генрих Сапгир, Римма и Валерий Герловины, Лев Рубинштейн, «Куда бегут собаки»

9. Машины понимания.
Иван Чуйков, Виктор Скерсис, Анатолий Журавлев, Диана Мачулина

10. Перформанс.
«Гнездо», «Коллективные действия», Виталий Комар и Александр Меламид, Римма и Валерий Герловины

11. «Новая волна» и художникигалереи «АПТ-АРТ».
«Мухомор», Никита Алексеев, Герман Виноградов, Александр Шнуров, Сергей Шутов, Георгий Острецов, Георгий Литичевский

12. Концептуализм 1980-х и последняя дань московскому концептуализму. Юрий Альберт,
«Инспекция „Медицинскаягерменевтика“»,Александр Туманов,Илона Медведева, Владимир Дубосарский

13. Конец истории. Археология.
Валерий Кошляков, Игорь Мухин, Владимир Дубосарский, Игорь Макаревич и Елена Елагина

14. Радикальный акционизм и «Что делать?».
Анатолий Осмоловский, Олег Кулик, Александр Бренер, Авдей Тер-Оганьян, «Что делать?»

15. Проект «Искусство 2000-х».

Материалы по теме
Просмотры: 6397
Популярные материалы
1
Сердца современных художников: символы любви от Фриды до Бэнкси
Из неона, стали, пластика и звуков — смотрите нашу подборку сердец от звезд современного искусства ко Дню святого Валентина.
14 февраля 2020
2
В Музее русского импрессионизма собрали ретроспективу Юрия Анненкова
Выставка «Революция за дверью» не претендует на исчерпывающую полноту, но получилась весьма репрезентативной: выстроены и хронология, и жанровый диапазон художника.
13 февраля 2020
3
Русский музей поделился планами на 2020 год
125-летие Государственного Русского музея отметят завершением реставрации Михайловского замка и огромной выставкой даров, которая займет все дворцы музейного комплекса
12 февраля 2020
4
Алексей Трегубов: «„Русская сказка“ — это путешествие с непредсказуемым финалом»
В Третьяковке 22 февраля открывается выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор». Не ограничившись показом произведений на сказочные сюжеты, музей создает волшебное пространство. Подробностями с нами поделился сценограф Алексей Трегубов.
17 февраля 2020
5
Античную скульптуру освободят из княжеской темницы
Итоги 40-летней борьбы между итальянскими властями и семьей Торлония подведет крупная выставка в 2020 году.
12 февраля 2020
6
Куратор Кейт Бейли: «Важно, чтобы музейный предмет всегда оставался звездой»
Автор знаменитого проекта об истории оперы рассказала нам про будущие «подмостки» в Москве и особенности работы Музея Виктории и Альберта в сегодняшнем мире.
12 февраля 2020
7
Музейщики обеспокоены проблемой сохранения и реставрации картинных рам
В идеале всем картинным рамам следовало бы придать статус экспонатов и внести их в государственный каталог.
14 февраля 2020
8
Российский художник Петр Павленский арестован в Париже
Он планирует создать сайт «политического порно», разоблачающий власти.
17 февраля 2020
9
Марат Гельман подарил музею 50 работ современных звезд
Часть дара, который может стать не последним от Гельмана, показывают на выставке в Новой Третьяковке
14 февраля 2020
10
Шпалеры Рафаэля показывают в Сикстинской капелле
В честь 500-летия со дня смерти Рафаэля Музеи Ватикана всего на неделю вывесили в Сикстинской капелле специально созданные для нее шпалеры.
18 февраля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru