The Art Newspaper Russia
Поиск

Народный художник СССР Гелий Коржев. Последний реалист или постмодернист?

Ретроспектива художника в Третьяковке попробует наконец прояснить этот вопрос

Пока в Третьяковской галерее идет подготовка к ретроспективе Гелия Коржева (1925–2012), обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое, нынешняя ретроспектива — вообще первая большая выставка мастера. Даже на пике творческой активности, в 1960–1980-е, Коржев обходился двумя-тремя работами на всесоюзных тематических выставках. (Немногословность в ту пору охотно читалась как особенная многозначительность; кроме того, на реализацию многотрудных проектов Коржев тратил годы и десятилетия.)

С концом же советской эпохи, когда крупные выставки исчезли как феномен, а Третьяковка и Русский музей принялись долго и упорно переосмысливать свои экспозиции ХХ века, закрывая их на годы, Коржев и вовсе пропал из виду. Появление на выставке Москва — Берлин (2004) все тех же канонических работ — Поднимающий знамя и Следы войны — произвело впечатление, но осталось все-таки эпизодом. Посмертная выставка Библия глазами соцреалиста в Институте русского реалистического искусства (2012) предъявила серию самого позднего и, по идее, самого умудренного Коржева — но выглядела религиозная тема слишком необычно и одновременно слишком банально для понятной ситуации, когда напоследок вспоминаешь о Боге. Наверное, поэтому на зыбкой почве этой морали устраивать полемику никому не захотелось — ее тогда и не вышло. Да и порядком забыли о Гелии Коржеве, тоже надо сказать. Кураторские планы времен Москвы — Берлина («а давайте вернем Коржева в обиход актуальной критики, ведь значимая фигура для соцреализма») так и не реализовались; Третьяковка бралась за ретроспективу Коржева еще при жизни, и опять ничего не получилось — вроде бы из-за строптивости художника, прекратившего общение с постсоветскими учреждениями. Еще была представительная выставка Raising the Banner (2007) в музее в Миннеаполисе, созданном коллекционером советской живописи Реймондом Джонсоном, — в заголовке было использовано название самой известной картины Коржева, но эта выставка, в общем, не считается. Ибо для тамошней аудитории вопрос «who is Mr Korzhev?» не представляет какой-то проблемы. В отличие от аудитории здешней, к которой вопрос этот будет теперь обращен.

В этом состоит второе удивительное обстоятельство ретроспективы Гелия Коржева: мы имеем дело с недопонятым автором, удостоившимся тем не менее важнейших наград (народный художник СССР, лауреат Государственной премии). Его избыточно живописная, фактурная техника вызывала тихое недоумение еще в советское время — автор сюжетов, формировавших идеологию десятилетий, признавался, что «по своему художественному восприятию я, скорее, натюрмортист» (и его натюрморты на выставке будут в изобилии).

Под занавес он изрядно запутал всех не только Библией глазами соцреалиста, были у него и чудовищные Тюрлики — примерно как Искушение святого Антония глазами соцреалиста, показанные в «лихие 1990-е» в галерее «Риджина». Теперь все это вместе с хрестоматийными произведениями собирает Третьяковка. В связи с Коржевым в искусствоведческих интерпретациях звучали имена Сурикова (фактурная живопись), Рембрандта (заново нашел картинный формат) и Люсьена Фрейда (живописец постживописной эпохи). Но кто таков был на самом деле Коржев в совокупности всех его работ, известных и нет, избегавший больших выставок, может быть, как окончательного суждения, нам покажут сейчас.

23.03 — 14.06
Третьяковская галерея на Крымском Валу
Материалы по теме
Просмотры: 17569
Популярные материалы
1
Картина ученика Леонардо да Винчи продана во Франции за рекордные €1,7 млн
«Кающаяся Магдалина», одна из немногих дошедших до нас работ Салаи, поступившего в мастерскую Леонардо в возрасте десяти лет, была выставлена на торги с эстимейтом €100–150 тыс.
20 ноября 2020
2
Выставка Василия Клюкина «Теория обратного взрыва» проходит в Барвихе
Банкир и девелопер, ставший успешным скульптором с международными проектами — Василий Клюкин потратил на это превращение десять лет. Сегодня его представляет одна из крупнейших британских галерей, а произведения покупают коллекционеры со всего мира.
19 ноября 2020
3
Аукцион русского искусства Christie’s: Нестеров, Айвазовский и женщины-художницы
В Лондоне вживую (но без участников в зале) пройдет традиционный аукцион русского искусства.
18 ноября 2020
4
Международное сообщество призывает к защите армянских церквей в Карабахе
Переход под азербайджанскую юрисдикцию территорий с армянскими святынями может поставить их под угрозу.
19 ноября 2020
5
В Санкт-Петербурге пройдет Art Weekend
Проект, придуманный Северо-Западным филиалом ГЦСИ, специальными маршрутами объединит 21 и 22 ноября творческие пространства Cеверной столицы — музеи, галереи, вузы и мастерские.
20 ноября 2020
6
Египетские археологи сделали крупнейшее открытие 2020 года
На территории древнего некрополя Саккары под Каиром нашли более 100 саркофагов.
19 ноября 2020
7
Их выставлял Овчаренко
Владимир Овчаренко открыл выставку, посвященную 30-летию своей галереи, первую в юбилейном цикле.
18 ноября 2020
8
В Хьюстоне завершен музейный проект стоимостью свыше $450 млн
Хьюстонский музей изящных искусств (MFAH) открывает 21 ноября новое здание Киндер-билдинг.
20 ноября 2020
9
ЮНЕСКО провинилось перед Метрополитен-музеем
Экспонаты музея с легальным провенансом были ошибочно использованы в рекламной кампании против контрабанды произведений искусства.
19 ноября 2020
10
Игорь Шелковский получил первую Московскую Арт Премию
Новая премия в области современного искусства с призовым фондом в 33 млн рублей и спонсируемая московским правительством, определила своих победителей.
23 ноября 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru