The Art Newspaper Russia
Поиск

Умберто Эко умер, как сказал бы Умберто Эко

В Италии на 85-м году жизни скончался Умберто Эко, писатель и ученый, философ, соединивший академическую науку и популярную культуру и создавший образцовое произведение постмодернизма — роман «Имя розы».

Самый знаменитый роман Эко «Имя розы» вышел на русском в 1988 году в журнале «Иностранная литература» в переводе Елены Костюкович, спустя восемь лет после того, как он был написан. В 1980 году 48-летний академический ученый, медиевист, профессор семиотики Болонского университета, автор нескольких теоретических трудов и пособия для студентов «Как написать дипломную работу» неожиданно выпустил детектив. Но не обычный, а из средневековой жизни. Что мгновенно превратило Умберто Эко в звезду популярной культуры.

Два героя «Имени розы», Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, расследуют гибель бенедиктинского монаха Адельма Отрантского. Действие происходит в 1327 году, интрига невероятно сложная, но читателей, в меру их эрудированности, еще больше интригуют те намеки и ссылки на героев и идеи мировой культуры, которые в романе зашифрованы. Начиная от самой очевидной — на Шерлока Холмса и доктора Ватсона — и заканчивая доступными лишь докторам философии нюансами диспутов. Третий герой романа, демонический библиотекарь Хорхе, в котором многие узнали пародию на Хорхе Луиса Борхеса, олицетворяет собой захватывающий и опасный мир знания, книг и идей.

Неудивительно, что роман стал бестселлером, был переведен на десятки языков и даже экранизирован в Голливуде с Шоном Коннери в главной роли. Тысячи интеллектуалов в разных странах увидели в «Имени розы» индульгенцию своим занятиям, описание кабинетной жизни как полной захватывающих приключений. И на долгое время роман стал образцовым примером того, что такое постмодернистское произведение, все сотканное из цитат и намеков, сделанное как многослойный пирог, палимпсест, от которого каждый может откусить то, что ему по зубам.

В СССР номер «Иностранки» с романом передавали из рук в руки. Эко цитировали до дыр и больше, особенно вот этот пассаж из последовавших вслед за романом «Заметок на полях „Имени розы“», который хочется привести целиком.

«Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей „люблю тебя безумно“, потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: „По выражению Лиала — люблю тебя безумно“. При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, — то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви».

Умберто Эко, успевший поработать и как журналист, доказал, что главное правило современной культуры — это мирное сосуществование и взаимовлияние высоких и низких жанров. И эта позиция определила путь многих интеллектуалов, историков и критиков, вышедших из кабинетов в поле массовой культуры, и в России.

Все последующие его романы и книги (например, такие как «История красоты» и «История уродства») также имели успех, хоть и не столь оглушительный. Но Умберто Эко оставил нам главное — возможность с благодарностью его цитировать.

Просмотры: 3438
Популярные материалы
1
Приключения русского авангарда в Генте
Выставка в бельгийском музее поразила экспертов. Откуда взялись неизвестные прежде произведения русских художников-авангардистов, выясняла наш корреспондент Наталья Шкуренок.
15 января 2018
2
Открытое письмо экспертов по поводу выставки «Русский модернизм» в Музее изящных искусств в Генте
Ученые, кураторы и арт-дилеры считают показанные на выставке работы мастеров русского авангарда «вызывающими множество вопросов».
15 января 2018
3
Алена Долецкая стала креативным консультантом Третьяковки
В новой должности она займется продвижением выставок
16 января 2018
4
Выставка «Рисунки скульпторов. Роден. Майоль. Деспио» пройдет в фонде IN ARTIBUS
Проект впервые представит публике серию из 50 рисунков Майоля 1916 года, а также работы редкого для российских музеев Шарля Деспио.
16 января 2018
5
Найден неизвестный ранее рисунок ван Гога
Находка помогла атрибутировать другую работу художника.
17 января 2018
6
В Иране открылся первый музей, посвященный художнице
Ретроспектива Монир Шахруди Фарманфармаян разместилась в бывшем дворце в Тегеране.
16 января 2018
7
Катрина Нейбурга: «Если отличную идею не удалось воплотить за полгода, я брошу ее и примусь за что-то еще»
Латвийская художница и сценограф о будущем проекте для I Рижской биеннале современного искусства (состоится в июне 2018 года), эзотерическом шорт-листе, любви к классической музыке и парикмахерам.
16 января 2018
8
Три выставки недели
Живописец Павел Корин в Новой Третьяковке, фотографии Бориса Кустодиева в Мультимедиа Арт Музее и «Учреждение культуры» в Stella Art Foundation.
19 января 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru