The Art Newspaper Russia
Поиск

Умберто Эко умер, как сказал бы Умберто Эко

В Италии на 85-м году жизни скончался Умберто Эко, писатель и ученый, философ, соединивший академическую науку и популярную культуру и создавший образцовое произведение постмодернизма — роман «Имя розы».

Самый знаменитый роман Эко «Имя розы» вышел на русском в 1988 году в журнале «Иностранная литература» в переводе Елены Костюкович, спустя восемь лет после того, как он был написан. В 1980 году 48-летний академический ученый, медиевист, профессор семиотики Болонского университета, автор нескольких теоретических трудов и пособия для студентов «Как написать дипломную работу» неожиданно выпустил детектив. Но не обычный, а из средневековой жизни. Что мгновенно превратило Умберто Эко в звезду популярной культуры.

Два героя «Имени розы», Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, расследуют гибель бенедиктинского монаха Адельма Отрантского. Действие происходит в 1327 году, интрига невероятно сложная, но читателей, в меру их эрудированности, еще больше интригуют те намеки и ссылки на героев и идеи мировой культуры, которые в романе зашифрованы. Начиная от самой очевидной — на Шерлока Холмса и доктора Ватсона — и заканчивая доступными лишь докторам философии нюансами диспутов. Третий герой романа, демонический библиотекарь Хорхе, в котором многие узнали пародию на Хорхе Луиса Борхеса, олицетворяет собой захватывающий и опасный мир знания, книг и идей.

Неудивительно, что роман стал бестселлером, был переведен на десятки языков и даже экранизирован в Голливуде с Шоном Коннери в главной роли. Тысячи интеллектуалов в разных странах увидели в «Имени розы» индульгенцию своим занятиям, описание кабинетной жизни как полной захватывающих приключений. И на долгое время роман стал образцовым примером того, что такое постмодернистское произведение, все сотканное из цитат и намеков, сделанное как многослойный пирог, палимпсест, от которого каждый может откусить то, что ему по зубам.

В СССР номер «Иностранки» с романом передавали из рук в руки. Эко цитировали до дыр и больше, особенно вот этот пассаж из последовавших вслед за романом «Заметок на полях „Имени розы“», который хочется привести целиком.

«Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей „люблю тебя безумно“, потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: „По выражению Лиала — люблю тебя безумно“. При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, — то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви».

Умберто Эко, успевший поработать и как журналист, доказал, что главное правило современной культуры — это мирное сосуществование и взаимовлияние высоких и низких жанров. И эта позиция определила путь многих интеллектуалов, историков и критиков, вышедших из кабинетов в поле массовой культуры, и в России.

Все последующие его романы и книги (например, такие как «История красоты» и «История уродства») также имели успех, хоть и не столь оглушительный. Но Умберто Эко оставил нам главное — возможность с благодарностью его цитировать.

Просмотры: 3965
Популярные материалы
1
Выставка «Viva la vida! Фрида Кало и Диего Ривера» пройдет в Манеже
Большинство произведений приедет на выставку из Музея Долорес Ольмедо, обладающего крупнейшей в мире коллекцией живописи Кало и Риверы.
15 октября 2018
2
Осень ветхосоветского модернизма
Спасением монументального наследия позднесоветского времени занимаются в основном градозащитники и отдельные энтузиасты.
15 октября 2018
3
«Архнадзор»: снос исторических домов в Боровске приостановлен
На месте находится делегация Координационного совета градозащитных организаций России.
18 октября 2018
4
Мельниковский гараж Госплана отреставрируют
Мосгорнаследие обещает привести в порядок здание-фару на Авиамоторной, собственник которого получил миллионные штрафы за незаконные работы.
17 октября 2018
5
Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов: «Это очень пронзительная, трагическая и человечная история»
О тайнах семейного сундука, русских письмах, непростых отношениях и появившихся в результате шедеврах рассказал куратор экспозиции в ГМИИ им. А.С.Пушкина, которая откроется 21 ноября.
16 октября 2018
6
Как пройти к искусству через библиотеку?
Новая нью-йоркская схема предлагает бесплатный вход в популярные музеи города для держателей читательских билетов.
17 октября 2018
7
Петербургский роман авангарда с советской властью
Шестьдесят произведений из фондов Музея истории Петербурга и частных коллекций собраны, чтобы рассказать о коротком романе советской власти и русского авангарда.
18 октября 2018
8
Скандальной скульптуре Джеффа Кунса все-таки нашли место в Париже
Несмотря на протесты парижан, гигантская инсталляция «Букет тюльпанов» в начале 2019 года будет установлена в сквере около Пти-пале. Американский художник подарил скульптуру Парижу в память о жертвах терактов в ноябре 2015 года.
15 октября 2018
9
Российский антикварный салон пройдет в ЦДХ в последний раз
С осени 2019 года старейшая антикварная ярмарка будет проходить в Гостином Дворе.
16 октября 2018
10
Дизайн в проблемах и проблемы в дизайне
Андрей Логвин — известный дизайнер-график, креативный директор дизайн-бюро «Борщ» и преподаватель Школы дизайна Высшей школы экономики. Мы попросили его оценить окружающую нас жизнь со своей, профессиональной, точки зрения.
16 октября 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru