The Art Newspaper Russia
Поиск

Умберто Эко умер, как сказал бы Умберто Эко

В Италии на 85-м году жизни скончался Умберто Эко, писатель и ученый, философ, соединивший академическую науку и популярную культуру и создавший образцовое произведение постмодернизма — роман «Имя розы».

Самый знаменитый роман Эко «Имя розы» вышел на русском в 1988 году в журнале «Иностранная литература» в переводе Елены Костюкович, спустя восемь лет после того, как он был написан. В 1980 году 48-летний академический ученый, медиевист, профессор семиотики Болонского университета, автор нескольких теоретических трудов и пособия для студентов «Как написать дипломную работу» неожиданно выпустил детектив. Но не обычный, а из средневековой жизни. Что мгновенно превратило Умберто Эко в звезду популярной культуры.

Два героя «Имени розы», Вильгельм Баскервильский и Адсон Мелькский, расследуют гибель бенедиктинского монаха Адельма Отрантского. Действие происходит в 1327 году, интрига невероятно сложная, но читателей, в меру их эрудированности, еще больше интригуют те намеки и ссылки на героев и идеи мировой культуры, которые в романе зашифрованы. Начиная от самой очевидной — на Шерлока Холмса и доктора Ватсона — и заканчивая доступными лишь докторам философии нюансами диспутов. Третий герой романа, демонический библиотекарь Хорхе, в котором многие узнали пародию на Хорхе Луиса Борхеса, олицетворяет собой захватывающий и опасный мир знания, книг и идей.

Неудивительно, что роман стал бестселлером, был переведен на десятки языков и даже экранизирован в Голливуде с Шоном Коннери в главной роли. Тысячи интеллектуалов в разных странах увидели в «Имени розы» индульгенцию своим занятиям, описание кабинетной жизни как полной захватывающих приключений. И на долгое время роман стал образцовым примером того, что такое постмодернистское произведение, все сотканное из цитат и намеков, сделанное как многослойный пирог, палимпсест, от которого каждый может откусить то, что ему по зубам.

В СССР номер «Иностранки» с романом передавали из рук в руки. Эко цитировали до дыр и больше, особенно вот этот пассаж из последовавших вслед за романом «Заметок на полях „Имени розы“», который хочется привести целиком.

«Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей „люблю тебя безумно“, потому что понимает, что она понимает (а она понимает, что он понимает), что подобные фразы — прерогатива Лиала. Однако выход есть. Он должен сказать: „По выражению Лиала — люблю тебя безумно“. При этом он избегает деланной простоты и прямо показывает ей, что не имеет возможности говорить по-простому; и тем не менее он доводит до ее сведения то, что собирался довести, — то есть что он любит ее, но что его любовь живет в эпоху утраченной простоты. Если женщина готова играть в ту же игру, она поймет, что объяснение в любви осталось объяснением в любви. Ни одному из собеседников простота не дается, оба выдерживают натиск прошлого, натиск всего до-них-сказанного, от которого уже никуда не денешься, оба сознательно и охотно вступают в игру иронии... И все-таки им удалось еще раз поговорить о любви».

Умберто Эко, успевший поработать и как журналист, доказал, что главное правило современной культуры — это мирное сосуществование и взаимовлияние высоких и низких жанров. И эта позиция определила путь многих интеллектуалов, историков и критиков, вышедших из кабинетов в поле массовой культуры, и в России.

Все последующие его романы и книги (например, такие как «История красоты» и «История уродства») также имели успех, хоть и не столь оглушительный. Но Умберто Эко оставил нам главное — возможность с благодарностью его цитировать.

Просмотры: 3771
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
7
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
8
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
9
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
10
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru