18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Об Андрее Толстом вспоминает его друг Андрей Баталов

Девять дней назад умер Андрей Толстой. Мы прощались с ним сначала в стенах Академии, а затем в Замоскворечье в церкви Николы в Толмачах. Отпевание совершалось перед самым почитаемым образом православной Руси — Владимирской иконой Б4огоматери. И присутствие величайшей святыни рождало твердое упование на благую участь нашего друга. Потомок древнего рода, служившего московским государям на протяжении столетий, лежал в храмовом пространстве, освящаемом чудотворной иконой, перед которой в Успенском соборе Кремля некогда молились его предки.

Мы были друзьями юности, сохранявшие этот дар младых лет и в зрелости. Многотрудность современного бытия относила нас дальше и дальше от повседневного общения, соединяя лишь на заседаниях различных советов и на редких семейных встречах. Тогда, в 1970-х годах, мы долгими вечерами кружили по нашему Дорогомилову и не могли никогда наговориться, постоянно провожая друг друга, то к его дому, то к моему. Основные долговременные научные замыслы формируются именно в юности, когда мечтающий о свершениях ум еще не знает страха и робости, когда им остро ощущаются лакуны в сложивших моделях исторического развития искусства. Сколь важен тогда собеседник, которому можно доверить свои замыслы! Мы пересказывали друг другу статьи, которые писали, апробируя повороты мысли и аргументации.

После его ухода обостренно ощущаются особенности его натуры, которые привлекали не только меня, но и всех, кто соприкасался с ним. Это удивительная терпимость к собеседнику, ровность в отношениях со всеми, полное отсутствие снобизма. Он был удивительно прост в общении, а это явление редкостное и свидетельствующее о подлинном благородстве происхождения и духа. В нем с юных лет чувствовалось глубокое уважение к человеческому достоинству, и это проявлялось не только в отношениях с внешним миром, но и в науке.

И тогда, и сегодня именно Толстой является для меня подлинным олицетворением университетской школы. Он был всегда чужд любым спекулятивным построениям, рассчитанным на сиюминутное впечатление. Язык его был прост, без лишнего витийства, выверен и точен в определениях. Когда со временем он обратился к области художественной критики, он все равно оставался академическим ученым, что проявлялось в глубине обобщений и во включении явлений в художественный контекст. Именно поэтому уже в эпоху его научной зрелости все стремились услышать Андрея на своих выставках и презентациях. Его слова придавали академическую основательность любому мероприятию. Тонкость вкуса, ощущения книги несомненно проявилась в изданиях, вышедших в свет под его руководством, и прежде всего в уникальной по научной значимости монографии о художниках русской эмиграции (Парижская школа / Составители Наталия Автономова, Алла Луканова, Андрей Толстой; переводчик Дарья Седова. М.: СканРус, 2011). Научное наследие Андрея Толстого, как ни страшно произносить это слово по отношению к нему, нуждается в систематизации и в отдельном издании. Тогда каждый ощутит значимость не только его академических занятий, но и многочисленных опытов по анализу современного искусства. Я помню период его жизни, когда он, изумившись свободе печати, стал собирать все книги, обрушившиеся на читателя в 1990-е годы. Все, что мечталось в ранней юности прочитать, держать в руках и перелистывать, — все стало доступно. Он читал все, от архимандрита Киприана (Керна) и протоиерея Александра Шмемана до Ремизова, ничего не пропуская. Его новое жилище в сретенских переулках превращалось постепенно в склад книг и брошюр. Он в полной мере воспользовался возможностью «дочитать» недочитанное при большевиках. Его знания были обширны и использовались им безо всякой навязчивости и аффектации.

Прощаясь с ним, я не мог не вспомнить о том, что чувство дружеского долга было его безусловным качеством и это знают все, кто обращался когда-нибудь к нему за помощью в малом и большом. Родовые доблесть и честь проявились и в деле спасения института (НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств), в котором многие десятилетия работал его отец, академик Владимир Павлович Толстой, и в котором сам Андрей проработал добрых 30 лет. Как известно, в окопе остаются только романтики и герои, которым совесть не позволяет бросить позиции. Он и остался на них. Неслучайно его отпевали в церкви, принадлежащей Третьяковской галерее, собравшей памятники искусства, которым он служил так, как его предки служили Отечеству. В этом мире с размывшейся системой ценностей он был островом порядочности и благородства. Его смирение, доброта к каждому приходящему к нему позволяют нам с легким чувством, не отягощенным сомнением, желать ему Царствия Небесного.

* Андрей Баталов — профессор, доктор искусствоведения, российский искусствовед, специалист по древнерусской архитектуре, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+