18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Таир Салахов: на передовой советского искусства и после нее

№40
Материал из газеты

Первая ретроспектива 88-летнего мэтра в Третьяковской галерее

Академик и вице-президент Академии художеств, народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат государственных премий СССР и РФ Таир Салахов давно занял свое место на отечественном художественном олимпе, но удивительно: нынешняя выставка в год 88-летия мэтра станет его первой персоналкой в Третьяковской галерее. Живопись, театральные работы, графика, созданные вплоть до 2000-х годов. Часть представленного происходит из собрания Третьяковки, часть — из музеев России и Азербайджана.

По словам куратора Ольги Полянской, основная цель выставки — избавиться от стереотипного представления о Салахове как о художнике только «сурового стиля» и показать, как менялось его творчество от 1960-х до 2000-х годов. При этом, конечно, не отрицая, что имя Салахова в первую очередь связано именно с «суровым стилем». Сегодня его основатели выглядят титанами советского искусства: Виктор Попков, Николай Андронов, Павел Никонов и Таир Салахов сумели открыть новую страницу в советском искусстве. Героем «сурового стиля» остался все тот же пролетарий, что и в соцреализме, но не в момент празднования очередной победы. Культ силы и красоты сменился культом мужества, фальшивая бравада — «суровой правдой жизни». «Рыцари труда» 1960-х не только рабочие, но и полярники, геологи, строители ГЭС, индивидуалисты и правдорубы. Салахов сразу нашел и свою тему: его герои — нефтяники Каспия. Новый пролетариат появился еще в его дипломной картине С вахты, где рабочие возвращаются с работы, преодолевая сопротивление ветра. Его персонажами становятся также представители творческой интеллигенции, кумиры физиков и лириков. В портретах композиторов Кара Караева, Дмитрия Шостаковича Салахову удалось создать тип классического советского интеллигента. Это уже был совсем иной герой, раздираемый сомнениями, далекий от канонического образа советского человека.

Сын репрессированного политработника, Салахов, возможно, лучше других осознавал существовавшее положение вещей. Занимая высокие посты в системе культуры, он сумел сохранить репутацию художника. Но и в своих работах он выступал как настоящий дипломат, владеющий тонкостями обращения с системой. Муки творчества или муки совести терзали его героев? Ответ оставался на усмотрение зрителя.

«Суровый стиль» быстро исчерпал свой запас энергии, из картин 1970-х годов уже уходит эмоциональная напряженность; бунтари-шестидесятники стали частью советской элиты, а вольнодумство, вогнанное в рамки официального искусства, уже не казалось опасным.

Салахов всегда старался оставаться на передовой советского искусства, но часто позволял себе уйти от его канонов. В работах последних лет он, кажется, с утроенной силой наверстывает упущенное, ведя диалог с искусством модернизма, долгие годы бывшего запретным плодом для советских художников.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+