18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Женщины это делают лучше? По крайней мере ни в чем не уступают мужчинам

№39
Материал из газеты

В Париже решили показать всю историю женской фотографии, подробно и в лицах

Выставка Кто боится женщин-фотографов? — это рассказ о женщинах в истории фотографии, коллективный реванш тех, кого в лучшем случае считали подмастерьями у истинных фотографов — отцов или мужей. Рассказ пристрастный, несомненно, феминистский, убедительный и очень подробный. Настолько подробный, что его пришлось разбить на две главы и развести по двум музеям: в Музее Оранжери собраны фотографии с 1839 по 1919 год, в Музее Орсе — с 1918 по 1945-й. Всего 165 имен, преимущественно французских, американских и британских. От фотографов-любителей середины XIX века, дам обеспеченных и образованных, среди которых попадались даже принцессы (как, например, Александра Датская, увлекавшаяся фотоколлажем), до профессионалов конца XIX — начала XX века, когда женщины с фотоаппаратом, бывшие модели и ассистентки, начали составлять серьезную конкуренцию мужчинам-фотографам (Ли Миллер и Ман Рэй, Тина Модотти и Эдвард Уэстон).

На синем фоне изображены белые лапы папоротников, водоросли и какие-то стебельки — рисунок из учебника по биологии, какая же это фотография? Самая настоящая, одна из первых «женских» фотографий. Ее автор — англичанка, известный ученый-ботаник Анна Аткинс (1799–1871), которой повезло приятельствовать с изобретателем цианотипии Джоном Гершелем. Она быстро освоила этот старинный способ печати, при котором снимки получались с голубым оттенком, и стала выпускать фотоальбомы по своим научным интересам.

Найти собственную нишу женщинам-фотографам было непросто. Сначала они снимали то, что им ближе всего, то есть себя и детей. Томные, с распущенными волосами, перед зеркалом, за бокалом вина, с младенцем на руках — все эти портреты, как правило, делались в спальне, куда мужской камере дверь была закрыта. «Она была тираном», — говорили про Джулию Маргарет Кэмерон (1815–1879), одну из первых и главных портретисток викторианской эпохи. Снимки же исполнены неги и красоты, словно отпечатали картины прерафаэлитов.

Постепенно в женском объективе начинают появляться и мужчины. Сначала как отцы — с детьми и в доме, потом — одни, знаменитые (Марк Твен, Огюст Роден в объективе американки, классика пикториализма Гертруды Кезебир) и голые (скандальные ню Имоджен Каннингем, ключевой фигуры американской фотографии XX века и борца за права женщин).

В XX веке женщины-фотографы уверенно заступают на мужскую территорию — все, что раньше считалось мужским, теперь становится общим: женщины идут на фронт и в кабинеты политиков, снимают эротику и архитектуру, работают с модными журналами и в рекламе. Американка Маргарет Бурк-Уайт — первый военкор. Она же оказалась в Москве в июне 1945 года: снимала для Life, выходила в эфиры CBS.

Особое место на выставке отведено автопортретам. Сюрреалистка Клод Каон множит себя в виде бесполого андрогина, Диана Арбус полуобнажается буквально в кадре, а стриженная под мальчика Флоранс Анри просто смотрит из зеркала. И не забыть зрителю ни этого взгляда, ни этой выставки.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+