The Art Newspaper Russia
Поиск

Барби и Кены эпохи Просвещения

Удивительный кукольный город, созданный тюрингской герцогиней, оказался трехмерной биографией придворной жизни. Отныне остатки этого детально выстроенного комплекса можно не только увидеть, но и проанализировать

Annette Caroline Cremer. Mon Plaisir: Die Puppenstadt der Auguste Dorothea von Schwarzburg (1666–1751). Böhlau Verlag. 518 с. €74,90 (твердая обложка). На немецком языке

Annette Caroline Cremer. Mon Plaisir: Die Puppenstadt der Auguste Dorothea von Schwarzburg (1666–1751). Böhlau Verlag. 518 с. €74,90 (твердая обложка). На немецком языке

Словосочетание mon plaisir (фр. «мое удовольствие») рисует в воображении роскошь придворной жизни XVIII века. В замечательной книге Аннетт Каролин Кремер рассказывается об одной из самых необычных в Священной Римской империи коллекций. Не удовольствовавшись большими кукольными домиками, что были в моде на рубеже XVII–XVIII столетий, Августа Доротея фон Шварцбург (1666–1751) создала целый город с 2 тыс. кукол, рассаженных по разнообразным интерьерам, иллюстрирующим самые разные стороны жизни маленького тюрингского двора.

Велик соблазн отнести Августу Доротею всего лишь к расточительным представительницам мелкой аристократии, в распоряжении которой после смерти мужа в 1716 году оказалось слишком много свободного времени. Однако это неверно.
Во-первых, ее муж граф Антон Гюнтер II фон Шварцбург-Зондерсхаузен цу Арнштадт (1653–1716) был представителем весьма энергичной и прославленной Тюрингской династии, а в 1697 году получил княжеский титул. Его супруга, именовавшаяся герцогиней Августой Доротеей, была дочерью влиятельного северогерманского князя и известного коллекционера герцога Антона Ульриха Брауншвейг-Вольфенбюттельского (1633–1714).

Во-вторых, работу Августа Доротея начала еще в 1690 году, продолжая до конца своей жизни. Да и затраты на увлечение были весьма скромными по сравнению с 200 тыс. рейхсталеров, потраченных ее супругом на коллекцию монет, перед своим банкротством. Постоянной нехваткой средств Августа Доротея обязана даже не расточительности мужа, но отказом его брата выделить полагавшуюся ей часть наследства после смерти Антона Гюнтера. В 1751 году Mon Plaisir оцененили всего в 600 рейхсталеров.

Большую часть работы (изготовление одежды, сборку кукол) герцогиня выполнила сама. Туловищами кукол, шкафами и отделкой комнат занимались придворные мастера. Тончайшие кукольные головы из воска делали монахи-капуцины, а сцены монастырской жизни — сестры из одного эрфуртского монастыря. Сервизы и предметы интерьера заказывали на местных фарфоровой и фаянсовой фабриках.

Несмотря на то что ни каталогов, ни гравюр, изображающих коллекцию, не сохранилось, Аннетт Каролин Кремер удалось реконструировать расположение ее многочисленных составляющих и элементов декора.

Исследовательница предполагает, что Mon Plaisir служил для Августы Доротеи способом описания собственной жизни, своеобразной зашифрованной трехмерной автобиографией. А в числе тех, кого она вдохновила, был Фредерик, принц Уэльский, который, как рассказывает Гораций Уолпол, принял решение построить «детский домик» в Кью именно после визита к «вдовствующей герцогине Брауншвейгской», где «он пришел в восторг от ее идеи воспроизвести в миниатюре придворную жизнь».

Однако после смерти Августы Доротеи коллекцию забыли. В 1765 году замок Аугустенбург продали под снос; Mon Plaisir отдали в приют и вернули лишь в 1881 году. Сегодня от нее осталась 391 кукла и около 2 тыс. миниатюрных предметов, распределенных по 80 комнатам в 26 деревянных ящиках. Коллекция выставлена в замке Арнштадт, где теперь можно составить живое впечатление об этом потрясающем труде всей жизни герцогини Августы Доротеи. 

Материалы по теме
Просмотры: 2469
Популярные материалы
1
Поиск любви в русской живописи
Выбрать картины на тему любви несложно. Но все эти полотна грустные, про истории с печальным финалом. Поэтому День святого Валентина мы решили отметить галереей на другую тему — не про саму любовь, а про ее поиски или обретение.
14 февраля 2019
2
«Флора» Франческо Мельци снова расцвела
Завершена реставрация одной из самых известных картин в собрании Эрмитажа и одной из самых загадочных работ эпохи Ренессанса.
14 февраля 2019
3
Эрмитаж стал куратором павильона России на Венецианской биеннале
Известно, что там представят режиссера Александра Сокурова и студентов Академии художеств. Россияне поедут на биеннале также вместе с ГМИИ им. Пушкина и фондом V-A-C.
14 февраля 2019
4
Василий Бычков: «Вместо одного ЦДХ у нас теперь две площадки»
Ярмарки и галереи переезжают в Гостиный Двор и в «Новый ЦДХ» на «Павелецкой», где уже в конце апреля откроется выставка Энди Уорхола.
18 февраля 2019
5
Брат за брата, меценат против мецената
Монументальный труд «Михаил и Иван Морозовы. Коллекции» призван столетие спустя восстановить справедливость в отношении владельцев знаменитых частных собраний искусства.
15 февраля 2019
6
Скульптуры Эрнста Неизвестного могут оказаться на улице
Наследию художника угрожает конфликт между его женой и дочерью.
19 февраля 2019
7
Венецианский беглец: Лоренцо Лотто как великий портретист
Даже и сотни лет спустя художники эпохи Возрождения нередко воспринимаются через призму иерархии, существовавшей при их жизни и во многом ее определявшей. Но историки искусства стремятся отдать должное каждому по отдельности.
15 февраля 2019
8
«Омовение ног» в истинном свете
Реставрация старообрядческого образа помогла найти под состаренной иконой XX века живопись второй половины XVI столетия.
15 февраля 2019
9
Кредиты под залог произведений искусства — фантастика или реальность?
Получить банковский кредит под залог одного объекта или целой коллекции вполне возможно — но только не в России. В США такие услуги вызывают все больший интерес и у коллекционеров, и у самих кредиторов.
14 февраля 2019
10
Человек, шагающий по направлению к самому себе
Еще одна биография Альберто Джакометти — вынужденно краткая, но вполне достоверная.
15 февраля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru