18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Россия возьмет пример с Москвы: в столице подведены итоги конкурса «Московская реставрация — 2015»

На сцене Государственного театра имени Моссовета 1 декабря прошла пятая церемония награждения лауреатов ежегодного конкурса столичного правительства «Московская реставрация». Его итоги призваны вселить в москвичей оптимизм.

«Мы гордимся тем, как проводятся реставрационные работы в Москве, — заявил министр культуры России Владимир Мединский, открывая церемонию. — Москва задает высокую планку качества и количества проведенных работ, подхода к реставрационным работам. Москва одной из первых запустила программу аренды за рубль. Разрабатывая федеральное законодательство, мы взяли эту практику за образец и в будущем распространим ее на всю Российскую Федерацию, на федеральные памятники».

Сменивший его на сцене мэр Москвы Сергей Собянин немедленно признался, что «всегда приятно, когда тебя оценивают со стороны, а если еще и свыше, то вдвойне приятно». Напомнив, что еще в 2011 году правительство города остановило снос 200 приговоренных памятников, мэр продолжил: «Всего за последние годы было отреставрировано около 600 объектов исторического наследия, а количество памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, снизилось в два раза — с 39% до 20%. Причем половина инвестиций в реставрацию пришлась на частный капитал».

Приток денег в эту совсем не прибыльную область сказался на количестве отреставрированных объектов. Больше потребовалось и реставраторов — все награжденные с трудом поместились на сцене театра.

Помимо наград в основных номинациях, были вручены специальные премии. Они достались заместителю генерального директора Музеев Московского Кремля Андрею Баталову — за вклад в сохранение наследия; креативному продюсеру телеканала «Москва-24» Игорю Масленникову — за освещение вопросов охраны памятников; Андрею Ивлиеву — за меценатскую деятельность; главреду «Объединенной редакции изданий мэра и правительства Москвы» Татьяне Садковской — за проект «Московское наследие». Специальной премии удостоено отделение реставрации Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 — за воспитание новых поколений реставраторов и организацию волонтерского движения по спасению памятников. Возраст, по общему мнению, — главная проблема профессии: специалистам иногда некому передать опыт. Одна из спецпремий — за верность профессии и мастерство — директору по реставрации ООО «Экобау» Кириллу Кутырину присвоена посмертно. Премию почетных реставраторов Москвы вручили Антониде Густовой, заместителю директора ООО «Реставратор — М».

Что же касается основных конкурсных номинаций, то в 2015 году в положение о конкурсе была включена еще одна, шестая — «Объекты промышленной архитектуры». Награду в ней получили реставраторы складов водочного короля Петра Смирнова (в официальных документах здание, построенное в 1888–1889 годах архитектором Н.А.Воскресенским на Садовнической улице (д. 57, стр. 1), называется «складами Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А.Смирнова в Москве»).

В пяти «старых» номинациях премии распределились следующим образом. В разделе «Объекты гражданской архитектуры» награждены реставраторы палат XVII века в Архангельском переулке (д. 10, стр. 2) и нескольких строений в Парке Горького, в том числе ворот, построенных в 1950-х, и довоенного общественного туалета — он был призван демонстрировать трудящимся, что за счастливое будущее их ждет. Что же касается первого объекта, то это не просто древние палаты. По счастливому стечению обстоятельств это здание занимает московское отделение Российского военно-исторического общества. Его возглавляет руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, в недавнем прошлом руководитель Мосгорнаследия.

Третий награжденный в этой номинации объект — Екатерининская больница у Петровских ворот (она же дом Гагарина), прекраснейшее сооружение с колоннами, выходящее на Страстной бульвар. От дома князя Гагарина конца XVIII века, который чаще называли дворцом (его воспел Стендаль, попавший сюда во время войны 1812 года), после пожара мало что осталось, но в начале XIX века его заново отстроил Осип Бове. Однако комплекс Екатерининской больницы — это целый ансамбль, территория которого простирается от Бульварного кольца до Успенского переулка. Увы, в последние годы он лишился некоторых построек и не избежал новых включений, однако главный дом сохранен.

Больше всего наград ушло реставраторам, отмеченным в номинации «Городские усадьбы», здесь победило семь объектов. Среди них — главный дом городской усадьбы А.К.Коптева — Н.А.Мейендорф на Большой Никитской, построенный в ХIХ веке по проекту архитектора А.В.Флодина (Дмитрий Соколовский, главный архитектор проекта реставрации, награжден посмертно), а также дом русского летчика Б.И.Россинского по адресу: Малый Власьевский переулок, д. 4, стр. 1. Отмечены наградой две городские усадьбы XVIII–XIX веков — на углу улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка и усадьба С.М.Шибаева на Новой Басманной (д. 23а, стр. 1) — ее главный дом с палатами, больше известный как городское отделение Басманной больницы. Также награждены два здания в Леонтьевском переулке. Это особняк середины XVIII — начала XIX века (д. 6, стр. 1) c оригинальными интерьерами и плафонами, в основе которого — сохранившиеся палаты XVII века, и дом Мещерских (д. 4, стр. 1), возведенный в 1760-х и перестроенный в 1880-х годах архитектором А.С.Каминским. Последний лауреат — особняк О.П.Коробковой 1894 года со служебным флигелем и оградой (Пятницкая ул., д. 33–35, стр. 1, 3) — получил еще и спецпремию как объект реставрации года по итогам голосования на сайте «Активный гражданин».

В номинации «Объекты археологического наследия» премия была вручена за археологические исследования 
церкви Ильи Пророка на Новгородском подворье XVI–XVII веков (ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 2). В номинации «Объекты культового зодчества» отмечены реставраторы Соборной палаты в Лиховом переулке (д. 6), она же Епархиальный дом, 1901 года постройки. Место известно тем, что 28 сентября 1917 года на проходившем здесь Поместном соборе было принято решение о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Здание, в советские годы перестроенное, перекрашенное, лишенное декора и купола Владимирской церкви, теперь приведено к первоначальному виду и возвращено церкви. Во время церемонии демонстрировали ролики с отреставрированными объектами — Епархиальный дом, снятый с высоты птичьего полета, действительно производит впечатление. Внимательные зрители, впрочем, не могли не заметить окон в крыше здания — трудно представить себе, что эти окна были здесь век назад.

Самой большой неожиданностью, пожалуй, стало награждение победителей в номинации «Объекты монументального искусства». Награду получили трое реставраторов, возвращавших к первозданному виду надгробия Новодевичьего кладбища. Из 26 тыс. памятников главного национального пантеона 747 признаны объектами культурного наследия, 57 из них были отреставрированы в этом году. Среди них — памятник на могиле семьи Чеховых, надгробия, установленные на могилах Владимира Гиляровского, Галины Улановой, авиаконструктора Николая Поликарпова и Надежды Аллилуевой-Сталиной. Последний памятник явно вызвал восторг у руководства города — впрочем, надгробие 30-летней жены вождя, покончившей с собой в 1932 году, считается одним из лучших на Новодевичьем. Его автор скульптор Иван Шадр сделал белую герму — высокий четырехгранный столб, увенчанный головой. Но каррарский мрамор, с которым работал Шадр, сильно пострадал от московского климата, к тому же в 1980-е годы вандалы отбили у скульптуры нос. Тогда же сделали новый, из уральского мрамора, но его оттенок отличался. Теперь надгробием все довольны. Но трудно рассчитывать, что посетители будут воспринимать его только как памятник, не перенося на него свое отношение к вождю.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+