The Art Newspaper Russia
Поиск

Россия возьмет пример с Москвы: в столице подведены итоги конкурса «Московская реставрация — 2015»

© РИА Новости, Григорий Сысоев

© РИА Новости, Григорий Сысоев

На сцене Государственного театра имени Моссовета 1 декабря прошла пятая церемония награждения лауреатов ежегодного конкурса столичного правительства «Московская реставрация». Его итоги призваны вселить в москвичей оптимизм.

«Мы гордимся тем, как проводятся реставрационные работы в Москве, — заявил министр культуры России Владимир Мединский, открывая церемонию. — Москва задает высокую планку качества и количества проведенных работ, подхода к реставрационным работам. Москва одной из первых запустила программу аренды за рубль. Разрабатывая федеральное законодательство, мы взяли эту практику за образец и в будущем распространим ее на всю Российскую Федерацию, на федеральные памятники».

Сменивший его на сцене мэр Москвы Сергей Собянин немедленно признался, что «всегда приятно, когда тебя оценивают со стороны, а если еще и свыше, то вдвойне приятно». Напомнив, что еще в 2011 году правительство города остановило снос 200 приговоренных памятников, мэр продолжил: «Всего за последние годы было отреставрировано около 600 объектов исторического наследия, а количество памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, снизилось в два раза — с 39% до 20%. Причем половина инвестиций в реставрацию пришлась на частный капитал».

Приток денег в эту совсем не прибыльную область сказался на количестве отреставрированных объектов. Больше потребовалось и реставраторов — все награжденные с трудом поместились на сцене театра.

Помимо наград в основных номинациях, были вручены специальные премии. Они достались заместителю генерального директора Музеев Московского Кремля Андрею Баталову — за вклад в сохранение наследия; креативному продюсеру телеканала «Москва-24» Игорю Масленникову — за освещение вопросов охраны памятников; Андрею Ивлиеву — за меценатскую деятельность; главреду «Объединенной редакции изданий мэра и правительства Москвы» Татьяне Садковской — за проект «Московское наследие». Специальной премии удостоено отделение реставрации Колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 — за воспитание новых поколений реставраторов и организацию волонтерского движения по спасению памятников. Возраст, по общему мнению, — главная проблема профессии: специалистам иногда некому передать опыт. Одна из спецпремий — за верность профессии и мастерство — директору по реставрации ООО «Экобау» Кириллу Кутырину присвоена посмертно. Премию почетных реставраторов Москвы вручили Антониде Густовой, заместителю директора ООО «Реставратор — М».

Что же касается основных конкурсных номинаций, то в 2015 году в положение о конкурсе была включена еще одна, шестая — «Объекты промышленной архитектуры». Награду в ней получили реставраторы складов водочного короля Петра Смирнова (в официальных документах здание, построенное в 1888–1889 годах архитектором Н.А.Воскресенским на Садовнической улице (д. 57, стр. 1), называется «складами Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А.Смирнова в Москве»).

В пяти «старых» номинациях премии распределились следующим образом. В разделе «Объекты гражданской архитектуры» награждены реставраторы палат XVII века в Архангельском переулке (д. 10, стр. 2) и нескольких строений в Парке Горького, в том числе ворот, построенных в 1950-х, и довоенного общественного туалета — он был призван демонстрировать трудящимся, что за счастливое будущее их ждет. Что же касается первого объекта, то это не просто древние палаты. По счастливому стечению обстоятельств это здание занимает московское отделение Российского военно-исторического общества. Его возглавляет руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, в недавнем прошлом руководитель Мосгорнаследия.

Третий награжденный в этой номинации объект — Екатерининская больница у Петровских ворот (она же дом Гагарина), прекраснейшее сооружение с колоннами, выходящее на Страстной бульвар. От дома князя Гагарина конца XVIII века, который чаще называли дворцом (его воспел Стендаль, попавший сюда во время войны 1812 года), после пожара мало что осталось, но в начале XIX века его заново отстроил Осип Бове. Однако комплекс Екатерининской больницы — это целый ансамбль, территория которого простирается от Бульварного кольца до Успенского переулка. Увы, в последние годы он лишился некоторых построек и не избежал новых включений, однако главный дом сохранен.

Больше всего наград ушло реставраторам, отмеченным в номинации «Городские усадьбы», здесь победило семь объектов. Среди них — главный дом городской усадьбы А.К.Коптева — Н.А.Мейендорф на Большой Никитской, построенный в ХIХ веке по проекту архитектора А.В.Флодина (Дмитрий Соколовский, главный архитектор проекта реставрации, награжден посмертно), а также дом русского летчика Б.И.Россинского по адресу: Малый Власьевский переулок, д. 4, стр. 1. Отмечены наградой две городские усадьбы XVIII–XIX веков — на углу улицы Воронцово Поле и Подсосенского переулка и усадьба С.М.Шибаева на Новой Басманной (д. 23а, стр. 1) — ее главный дом с палатами, больше известный как городское отделение Басманной больницы. Также награждены два здания в Леонтьевском переулке. Это особняк середины XVIII — начала XIX века (д. 6, стр. 1) c оригинальными интерьерами и плафонами, в основе которого — сохранившиеся палаты XVII века, и дом Мещерских (д. 4, стр. 1), возведенный в 1760-х и перестроенный в 1880-х годах архитектором А.С.Каминским. Последний лауреат — особняк О.П.Коробковой 1894 года со служебным флигелем и оградой (Пятницкая ул., д. 33–35, стр. 1, 3) — получил еще и спецпремию как объект реставрации года по итогам голосования на сайте «Активный гражданин».

В номинации «Объекты археологического наследия» премия была вручена за археологические исследования 
церкви Ильи Пророка на Новгородском подворье XVI–XVII веков (ул. Ильинка, д. 3/8, стр. 2). В номинации «Объекты культового зодчества» отмечены реставраторы Соборной палаты в Лиховом переулке (д. 6), она же Епархиальный дом, 1901 года постройки. Место известно тем, что 28 сентября 1917 года на проходившем здесь Поместном соборе было принято решение о восстановлении патриаршества в Русской православной церкви. Здание, в советские годы перестроенное, перекрашенное, лишенное декора и купола Владимирской церкви, теперь приведено к первоначальному виду и возвращено церкви. Во время церемонии демонстрировали ролики с отреставрированными объектами — Епархиальный дом, снятый с высоты птичьего полета, действительно производит впечатление. Внимательные зрители, впрочем, не могли не заметить окон в крыше здания — трудно представить себе, что эти окна были здесь век назад.

Самой большой неожиданностью, пожалуй, стало награждение победителей в номинации «Объекты монументального искусства». Награду получили трое реставраторов, возвращавших к первозданному виду надгробия Новодевичьего кладбища. Из 26 тыс. памятников главного национального пантеона 747 признаны объектами культурного наследия, 57 из них были отреставрированы в этом году. Среди них — памятник на могиле семьи Чеховых, надгробия, установленные на могилах Владимира Гиляровского, Галины Улановой, авиаконструктора Николая Поликарпова и Надежды Аллилуевой-Сталиной. Последний памятник явно вызвал восторг у руководства города — впрочем, надгробие 30-летней жены вождя, покончившей с собой в 1932 году, считается одним из лучших на Новодевичьем. Его автор скульптор Иван Шадр сделал белую герму — высокий четырехгранный столб, увенчанный головой. Но каррарский мрамор, с которым работал Шадр, сильно пострадал от московского климата, к тому же в 1980-е годы вандалы отбили у скульптуры нос. Тогда же сделали новый, из уральского мрамора, но его оттенок отличался. Теперь надгробием все довольны. Но трудно рассчитывать, что посетители будут воспринимать его только как памятник, не перенося на него свое отношение к вождю.

Просмотры: 1986
Популярные материалы
1
Марсель Дюшан: «Я хотел найти точку безразличия»
Мы публикуем на русском языке отрывки из уникального телевизионного интервью Марселя Дюшана, которое он дал ведущей Джоан Бейквелл в прямом эфире телеканала ВВС 5 июня 1968 года. Это было 50 лет назад, за несколько месяцев до кончины художника
13 июля 2018
2
Музей может обидеть каждый
Обсуждение проблемы нелегальных экскурсий прошло в Третьяковке вяло, но скандал в соцсетях должен на нем закончиться. Невозможно больше скандалить.
16 июля 2018
3
Айке Шмидт: «Уффици изначально был задуман как универсальный музей»
Директор Галереи Уффици Айке Шмидт, первый иностранец на этом посту, рассказывает о внедренных им в легендарный музей новшествах и о том противодействии, которое они встречают.
16 июля 2018
4
Российский предприниматель Владимир Щербаков подал иск против швейцарского арт-дилера
В Женеве началось следствие по уголовному делу о продажах по завышенным ценам десятков произведений искусства, в том числе Пикассо и Матисса, в ходе которых посредник присвоил €38 млн.
13 июля 2018
5
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
6
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
7
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
8
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
9
Биеннале современного искусства в квадрате
Четыре биеннале современного искусства нынешнего лета позволяют совершить кругосветное путешествие: Рига - Палермо - Берлин - Лос-Анджелес.
16 июля 2018
10
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru