The Art Newspaper Russia
Поиск

Энтони Гормли показал Гонконгу, где кончается горизонт

Жители принимают его скульптуры на крышах за настоящих самоубийц

Работа Энтони Гормли Горизонт событий в Сан-Паулу. Гонконг, скорее всего, станет последним пунктом ее мирового турне

Работа Энтони Гормли Горизонт событий в Сан-Паулу. Гонконг, скорее всего, станет последним пунктом ее мирового турне

Год прошел с момента «гонконгского Майдана», когда тысячи продемократически настроенных протестующих вышли на центральные улицы города. Этой осенью над теми самыми местами, где в декабре 2014 года полиция разгоняла демонстрантов, молча нависли пугающе реалистичные скульптуры Энтони Гормли из железа и стекловолокна — 31 фигура в человеческий рост на крышах многоэтажных зданий.

Показ Горизонта событий в Гонконге отложили на год — после того, как один из служащих сбросился с 137-метрового здания банка, принадлежащего спонсору проекта Hongkong Land; открытие состоялось лишь 19 ноября (до 18 мая 2016 года). «„Революция зонтов“ и продемократическое движение — это попытка Гонконга добиться независимости от центральных китайских властей, — говорит Гормли. — Мой проект просто не мог быть не связан с событиями, которые произошли здесь. Я чувствую солидарность с теми, кто вышел тогда на улицы. Мне кажется, что искусство — неотъемлемый инструмент самоопределения».

По его мнению, Горизонт событий исследует эволюцию индивидуума в общественном пространстве, а также изменения внутри самого города, пытающегося порвать со своим колониальным прошлым и разобраться с настоящим — жестким контролем материкового Китая. «Гонконг скрывает свое лицо, — считает Гормли. — В некотором роде его истинное значение и ценности не раскрыты — из-за властей, подавляющих права граждан».

В Гонконге Горизонт событий подвергся резкой критике. «Говорили, что будет безнравственно делать инсталляцию на крышах высоток — из-за распространенности здесь этого способа самоубийства, — рассказывает художник. — Я совершенно не согласен. Чем дольше этот факт замалчивается, тем больше людей не осознают масштабов разрастающейся проблемы, особенно в среде бизнесменов средней руки».

Когда Гормли впервые приехал в Гонконг в мае 2013 года в поиске мест для скульптур, он планировал сосредоточиться на центре города, но в результате одинокие фигуры появились и в районах «демонстраций зонтов».

Так, одну из статуй установили над тем местом, где проходили митинги сторонников движения Occupy, на крыше здания в районе Адмиралтейства, где располагается ряд государственных учреждений, другую — в саду площади Статуй, рядом с которым полиция применила слезоточивый газ для разгона демонстрантов.

Гонконг, скорее всего, станет заключительным городом в турне Горизонта событий, говорит Гормли. Работа, впервые представленная в Лондоне в 2007 году, посетила Роттердам, Нью-Йорк, Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро, в каждом из этих городов она вызвала мощный общественный резонанс. (В Москве в 2009 году планировавшаяся выставка была отменена, так как скульптуры на крыше ЦУМа вызвали подозрение спецслужб. — TANR.) «Сначала смесь ужаса, страха, потом любопытство, сменяющееся восторгом, — примерно в такой последовательности», — рассказывает он. В Лондоне проект раздражал пассажиров электричек; в Нью-Йорке первая реакция на него была крайне враждебной в свете событий 11 сентября.

По мнению художника, откладывать выставку было бессмысленно, а главный спонсор Hongkong Land вышел из проекта из опасений испортить репутацию.  «Реализация этого проекта встретила на своем пути скрытое сопротивление: все хотели сохранить статус-кво — и официальный Пекин, и представители бизнеса», — говорит художник.

В городе со множеством аукционных домов, частных галерей и арт-ярмарок инсталляция, обращающаяся к широкому зрителю, обретает особое значение. «Задействовав общественное пространство, я хотел показать, что искусству пора вновь стать общедоступным», — объясняет Энтони Гормли. 

Материалы по теме
Просмотры: 2710
Популярные материалы
1
Больше чем мех
Владелица бренда «Меха Екатерина» Екатерина Акхузина, унаследовавшая семейный бизнес от отца, Ильдара Акхузина, рассказала о том, как начала коллекционировать искусство и каким образом ее страсть повлияла на компанию.
05 декабря 2019
2
Маурицио Каттелан продает бананы на Art Basel Miami
Новый арт-объект художника-хулигана — «Комедиант» в виде обычного банана, прилепленного к стене скотчем, — продан в самом начале работы ярмарки Art Basel Miami за $120 тыс. Если будут проданы все три экземпляра работы, выручка составит $360 тыс.
06 декабря 2019
3
Украденные 40 лет назад картины Брейгеля, Гольбейна, Халса нашли в Германии
Полотна, похищенные из музея в замке Фриденштайн в 1979 году, пытались вернуть за выкуп.
09 декабря 2019
4
Мировой арт-рынок достиг второго по величине уровня оборота за последние десять лет
Оборот рынка в прошлом, 2018 году составил $67,4 млрд, напоминает совместный отчет ярмарки Art Basel и банка UBS в преддверии итогов 2019 года.
05 декабря 2019
5
Екатерина Селезнева: «Все творчество Шагала — это личный дневник художника»
Куратор выставки Марка Шагала в музее «Новый Иерусалим» Екатерина Селезнева рассказала нам о том, как распознать подделку, о редких экспонатах из Ниццы и музах художника.
05 декабря 2019
6
Коллекционеры выбирают «уличных художников»?
Рекордная продажа работы Бэнкси на лондонских торгах Sotheby’s осенью 2019 года в очередной раз доказала: сила Instagram и новое поколение покупателей искусства переворачивают арт-рынок с ног на голову.
05 декабря 2019
7
У братьев-прерафаэлитов нашлись сестры
Выставка в лондонской Национальной портретной галерее подчеркивает роль женщин в движении прерафаэлитов.
05 декабря 2019
8
Жизнь Марины Абрамович как непрекращающийся перформанс
Воспоминания и размышления Марины Абрамович, одной из выдающихся художниц современности, увлекательны и читаются как авантюрный роман.
06 декабря 2019
9
Банан Каттелана войдет в коллекцию музея, несмотря на то что его съели
Покупатель фруктовой скульптуры Маурицио Каттелана, проданной на Art Basel Miami Beach за $120 тыс., передаст ее институции, название которой пока что неизвестно.
09 декабря 2019
10
МоМА решил избавиться от «-измов»
Экскурсия по легендарному нью-йоркскому музею после $450-миллионной реконструкции.
09 декабря 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru