18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Серебро Пиковой дамы

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. На сей раз им стал французский туалетный прибор XVIII века работы Антуана Булье.

Особое значение этому предмету придает то, что первоначально он принадлежал Наталье Петровне Голицыной — прототипу графини в пушкинской «Пиковой даме». Сервиз был приобретен Эрмитажем в 2011 году. Об истории этой прекрасной и редкой вещи рассказывают заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович и заведующая сектором художественного металла и камня Марина Лопато.

«Туалетный прибор был выполнен для княгини Натальи Петровны Голицыной, урожденной графини Чернышевой (1741–1837), впоследствии статс-дамы и кавалерственной дамы ордена Святой Екатерины Большого креста, послужившей прототипом Пиковой дамы в одноименной повести Пушкина. Княгиня подарила туалет своей дочери Софье Владимировне, вышедшей в 1793 году замуж за графа Павла Александровича Строганова. Та, в свою очередь, отдала туалет в приданое своей дочери — графине Наталье Павловне, вышедшей в 1818 году за барона, впоследствии графа Сергея Григорьевича Строганова.

Туалетный прибор работы Антуана Булье — довольно редкий по полноте состава и по сохранности памятник такого вида изделий. Туалетные сервизы, приборы вошли в употребление во второй половине XVII века и на протяжении следующего столетия были популярны в высших слоях общества, обогащаясь новыми формами и следуя стилистическим изменениям и моде. Однако многие французские туалеты, как и другие серебряные изделия, погибли в тиглях плавильщиков в результате двух указов короля Людовика XIV, нуждавшегося в звонкой монете для ведения бесконечных войн. Пострадало французское серебро и во время Великой французской революции. Таким образом, значительные серебряные изделия этого времени сохранились в основном за пределами Франции. Тем ценнее этот прибор, выполненный буквально накануне революции», — говорит Виктор Файбисович.

«Антуан Булье был одним из крупнейших французских ювелиров. Он получил звание мастера в 1775 году по рекомендации Эдме Жюля Бальза. Туалетный сервиз Булье представляет собой яркое произведение неоклассицизма, или стиля Людовика XVI, в котором сохранились значительность и изящество изделий уходящего времени королей. Разнообразные предметы прибора украшены изысканным чеканным орнаментом. Формы просты и элегантны, некоторые, вероятно, изобретены самим ювелиром, ибо они необычны и не имеют аналогий. Антуан Булье работал бок о бок со знаменитым французским ювелиром Робером Жозефом Огюстом, который выполнил несколько великолепных сервизов по заказу Екатерины II. Работы Булье также привлекали внимание русского двора и аристократических заказчиков, о чем свидетельствует суповая миска (террина) 1782–1784 годов из Салтыковского сервиза («Мятлевское серебро») в собрании Эрмитажа. Туалетный прибор Голицыных — Строгановых и террина, несомненно, вершины творческого успеха Антуана Булье», — дополняет рассказ Марина Лопато.

Туалетный прибор станет одним из основных экспонатов на выставке «Серебро и золото Пиковой дамы» в Шереметевском дворце, которая начнет свою работу 19 ноября. Проект подготовлен совместно Государственным Эрмитажем, Санкт-Петербургским государственным музеем театрального и музыкального искусства и фестивалем «Дягилев. P.S.».

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+