18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Из фондов Третьяковской галереи

№37
Материал из газеты

Выставка в серии «ГТГ открывает свои запасники» уникальна по многим причинам:графика Казимира Малевича известна меньше живописи и показывают ее реже, особенно в окружении работ учеников

Выставка Под знаком Малевича (23 октября — 14 февраля) демонстрирует работы Казимира Малевича и художников его круга и ставит акцент на графике из фондов Третьяковской галереи. Рисунки и печатная графика Малевича репродуцируются значительно реже, нежели прославившая его живопись. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Многим произведениям малоизвестных учеников и последователей Малевича не находится места в изданиях; но даже опубликованные или выставленные, они нередко оказываются вне контекста — малевичевского влияния и соседства друг с другом, тем самым утрачивая эффект стилевого единства как свидетельства принадлежности к единой школе. Это значит, что выставка предоставляет возможность оценить Малевича в кругу его учеников. 

Татьяна Горячева
Искусствовед, специалист по русскому авангарду, куратор выставки

В первую очередь это работы мастеров, которые вошли в художественное общество «Супремус», организованное Малевичем в 1916 году: Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму.

Однако возможность основать настоящую «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и учредив группу «Уновис», существовавшую в 1919−1922 годах. Среди них — Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства; Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и самые талантливые его последователи; Вера Ермолаева, поставившая в 1920 году спектакль Победа над Солнцем; Нина Коган, преданная и влюбленная в Малевича ученица, автор уникальной витебской постановки Супрематический балет.

В выставку не вошла графика учеников и соратников Малевича, лежащая за пределами периода тесного сотрудничества с ним и его прямого влияния. Это касается прежде всего Лисицкого: большое количество его рисунков и литографий, хранящихся в Третьяковской галерее, создано либо до знакомства с Малевичем, либо относится ко времени уже практически независимого от него творчества. Поэтому в альбоме воспроизведены только те его листы, которые непосредственно связаны с полученным от Малевича импульсом супрематизма.

Учеников, присоединившихся к малевичевскому кругу в Петрограде в период работы художника в Гинхуке, представляет только Константин Рождественский.

В 1921 году витебский ученик Малевича Юдин записал в дневнике: «Очень важно, чем окружаешь себя, и показательно, так как это тоже есть твое выявление и так как проявление зависит от движения внутреннего, так и проявление влияет на последнее. Заставить члена Уновиса жить в Третьяковской галерее». Тогда для 18-летнего художника это был лишь мысленный эксперимент, творческая задача — включить супрематизм в общую картину истории искусства, добиться такого уровня своих работ, чтобы окружение эталонных музейных образцов зрительно не отторгало авангардную систему. Мечта Юдина осуществилась. Ныне работы учеников Малевича по праву занимают заслуженное место в коллекции и экспозиции Третьяковской галереи.

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+