The Art Newspaper Russia
Поиск

Из фондов Третьяковской галереи

Выставка в серии «ГТГ открывает свои запасники» уникальна по многим причинам: графика Казимира Малевича известна меньше живописи и показывают ее реже, особенно в окружении работ учеников

Выставка Под знаком Малевича (23 октября — 14 февраля) демонстрирует работы Казимира Малевича и художников его круга и ставит акцент на графике из фондов Третьяковской галереи. Рисунки и печатная графика Малевича репродуцируются значительно реже, нежели прославившая его живопись. По правилам музейного хранения рисунки не могут постоянно демонстрироваться в залах. Многим произведениям малоизвестных учеников и последователей Малевича не находится места в изданиях; но даже опубликованные или выставленные, они нередко оказываются вне контекста — малевичевского влияния и соседства друг с другом, тем самым утрачивая эффект стилевого единства как свидетельства принадлежности к единой школе. Это значит, что выставка предоставляет возможность оценить Малевича в кругу его учеников. 

Татьяна Горячева
Искусствовед, специалист по русскому авангарду, куратор выставки

В первую очередь это работы мастеров, которые вошли в художественное общество «Супремус», организованное Малевичем в 1916 году: Надежда Удальцова, Ольга Розанова, Иван Клюн, Вера Пестель, Любовь Попова и другие, в той или иной мере следовавшие или сочувствовавшие супрематизму.

Однако возможность основать настоящую «партию супрематизма», сформировать круг преданных учеников Малевич обрел в 1919 году, став преподавателем Витебской народной художественной школы и учредив группу «Уновис», существовавшую в 1919−1922 годах. Среди них — Эль Лисицкий, взявший на себя разработку концепции объемного супрематизма и в дальнейшем ставший заметным теоретиком нового искусства; Николай Суетин и Илья Чашник, ближайшие соратники Малевича и самые талантливые его последователи; Вера Ермолаева, поставившая в 1920 году спектакль Победа над Солнцем; Нина Коган, преданная и влюбленная в Малевича ученица, автор уникальной витебской постановки Супрематический балет.

В выставку не вошла графика учеников и соратников Малевича, лежащая за пределами периода тесного сотрудничества с ним и его прямого влияния. Это касается прежде всего Лисицкого: большое количество его рисунков и литографий, хранящихся в Третьяковской галерее, создано либо до знакомства с Малевичем, либо относится ко времени уже практически независимого от него творчества. Поэтому в альбоме воспроизведены только те его листы, которые непосредственно связаны с полученным от Малевича импульсом супрематизма.

Учеников, присоединившихся к малевичевскому кругу в Петрограде в период работы художника в Гинхуке, представляет только Константин Рождественский.

В 1921 году витебский ученик Малевича Юдин записал в дневнике: «Очень важно, чем окружаешь себя, и показательно, так как это тоже есть твое выявление и так как проявление зависит от движения внутреннего, так и проявление влияет на последнее. Заставить члена Уновиса жить в Третьяковской галерее». Тогда для 18-летнего художника это был лишь мысленный эксперимент, творческая задача — включить супрематизм в общую картину истории искусства, добиться такого уровня своих работ, чтобы окружение эталонных музейных образцов зрительно не отторгало авангардную систему. Мечта Юдина осуществилась. Ныне работы учеников Малевича по праву занимают заслуженное место в коллекции и экспозиции Третьяковской галереи.

Просмотры: 6032
Популярные материалы
1
Лучшая картина — для короля
Ученые спорят о том, какую из «Данай» Тициан написал для Филиппа II — ту, что из Прадо, или ту, что принадлежит лондонской коллекции Веллингтона.
02 апреля 2020
2
Живые картины из всемирной изоляции
Главный редактор The Art Newspaper Russia Милена Орлова о повальном увлечении, благодаря которому тысячи людей, сами того не подозревая, встают в один ряд со звездами современного искусства.
06 апреля 2020
3
Сколько теряют российские музеи из-за коронавируса
Музеи в России и мире терпят настоящее бедствие. Каждый день без посетителей лишает их прибыли, а значит, возможности платить зарплату сотрудникам и готовить новые проекты. Директора музеев рассказали нам, как справляются с ситуацией.
07 апреля 2020
4
Шесть российских музеев вошли в топ самых посещаемых музеев мира за 2019 год
В десятке главных, как и прежде, Эрмитаж. Выставка «Щукин: биография коллекции», прошедшая в ГМИИ им. А.С.Пушкина, лидирует в мировом рейтинге по посещаемости среди российских.
02 апреля 2020
5
Минкультуры РФ внесло проект постановления о помощи музеям
Государственные и частные музеи и галереи России просят о помощи: снижении плановых показателей и освобождении от налогов.
06 апреля 2020
6
Эрмитаж показывает музейных котов онлайн
Великий музей не только проводит виртуальные экскурсии и специальные программы, но и показывает жизнь эрмитажных котов.
07 апреля 2020
7
Третьяковская галерея выложила в Cеть фото своих выставок
Музей представил как нашумевшие блокбастеры, так и более камерные проекты.
02 апреля 2020
8
Деcять новых фильмов о великих художниках
Мы собрали кинобиографии художников, снятые за последние три года. Некоторые из них рассказывают о великих мастерах, например о Микеланджело или Пикассо, и вносят свою лепту в развитие мифа о них. Другие знакомят с малоизвестными персонажами.
08 апреля 2020
9
Крутой маршрут Василия Шухаева
Авторы новой книги прослеживают мытарства и триумфы художника, который был и парижским обитателем, и магаданским зэка, и чье творчество вовсе не было ограничено неоакадемическим амплуа, как принято думать.
03 апреля 2020
10
Елена Ковылина предлагает перформанс от вируса
Как искусство помогает победить болезни, рассказала художник-перформансист Елена Ковылина.
03 апреля 2020
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru