18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чайно-кофейный сервиз Томаса Димсдейла

Каждый месяц Государственный Эрмитаж выбирает для наших читателей один из экспонатов с любопытной историей. Это может быть прославленный шедевр или неизвестный публике предмет из запасников, отреставрированная или недавно приобретенная вещь. На сей раз таким предметом стал чайно-кофейный сервиз, некогда подаренный Екатериной II английскому врачу Томасу Димсдейлу. Об истории этого уникального образца раннего периода в искусстве русского фарфора рассказывает заведующий сектором новых поступлений Виктор Файбисович.

Сервиз, поступивший в коллекцию Эрмитажа в 2013 году, рассчитан на 19 персон, особое место в нем занимает чашка с крышкой, блюдцем и ложкой с золоченым «вензеловым именем» владельца. Чайно-кофейный сервиз хранится в подлинном кофре, он исполнен около 1768 года на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге. История этого ансамбля — редчайшего по художественным достоинствам и сохранности — восходит к весьма драматическим событиям. 17 мая 1768 года после скоротечной болезни на 24-м году жизни скончалась от оспы графиня Анна Шереметьева, невеста графа Никиты Панина, воспитателя юного наследника-цесаревича Павла Петровича. Жених вынужден был покинуть невесту, как только стал известен ее диагноз: при дворе опасались за жизнь великого князя. Смерть цветущей графини Шереметьевой побудила императрицу Екатерину пригласить в Петербург искусного врача, чтобы ввести в России оспопрививание. Выбор пал на Томаса Димсдейла. 12 октября 1768 года Димсдейл привил оспу императрице; 1 ноября он сделал прививку наследнику-цесаревичу Павлу Петровичу. Екатерина Великая пожаловала доктору титул барона, назначила ему пожизненную пенсию и осыпала щедрыми дарами; в их числе он увез на родину и великолепный сервиз Императорского фарфорового завода. В 1781 году Димсдейл приехал в Россию вторично, чтобы привить оспу внукам Екатерины — великим князьям Александру и Константину. Доктор и на этот раз возвратился на родину не с пустыми руками; дары императрицы до сих пор хранятся у его потомков. Но сервиз знаменитого врача через 246 лет вернулся в Петербург.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+