Дизайн выставки «"Во глубине сибирских руд…" Декабристы. 200 лет истории» (архитектор Анна Ильина) поначалу производит мрачноватое впечатление. Основное содержание экспозиции — это акварели, которым яркий свет противопоказан, поэтому в зале царит полутьма.
Большие окна фонда In artibus закрыты панелями, обшитыми темным деревом; пространство разделяют металлические клети, наполненные кусками серого гранита и сверкающими осколками стекла, как разбитыми мечтами кураторы Наталия Автономова, Анна Корндорф, Алла Луканова, Евгений Лукьянов и Татьяна Потапова создали выставку для медленного рассматривания — и чтения: здесь много текстов, в том числе написанных знатоком декабристов, историком Ольгой Эдельман.
Более 120 мятежников, приговоренных к каторжным работам, решили содержать вместе в специальной тюрьме, а до того, как она будет построена, большинство арестантов находились в казематах Читинского острога. Поначалу условия были суровыми: тесные камеры, кандалы, плохое питание. Первые приехавшие в Сибирь жены декабристов — княгиня Екатерина Трубецкая, а за ней Мария Волконская — могли видеть мужей два раза в неделю по одному часу. Но постепенно, как пишет Ольга Эдельман, «строгость указов смягчалась неисполнением». И главное, декабристы создали крепкое товарищество, основанное на равенстве и взаимопомощи.
В 1830 году в Петровском заводе (ныне город Петровск-Забайкальский) выстроили новое здание тюрьмы, женам разрешили жить с мужьями, заключенные обзавелись инструментами для ремесел, развели огород, а Николай Бестужев начал рисовать товарищей. В прошлом вольнослушатель Академии художеств, технику акварели он освоил уже в ссылке. В конце 1820-х — 1830-х годах Бестужев нарисовал 76 портретов своих товарищей. С них автор делал карандашные копии, часть которых сейчас хранится в Историческом музее в Москве. Оригиналы с автографами изображенных Бестужев оставил у себя; после смерти декабриста его сестра привезла их в Москву и продала коллекционеру Козьме Солдатёнкову. В 1944 году их обнаружил коллекционер и ученый Илья Зильберштейн, опубликовал, а в 1986-м передал Музею частных коллекций (ГМИИ им. А.С.Пушкина). Бесценные акварели занимают на выставке целую стену.
Николай Бестужев рисовал не только портреты. Например, он запечатлел вид камеры Сергея и Марии Волконских. Жены декабристов обустраивали скромные жилища в меру сил. На рисунке мы видим библиотеку, диваны и даже фортепиано — правда, в камере нет окон. Бестужев оставил также зарисовки сибирской природы, которой каторжники восхищались на этапе из Читы в Петровский завод.
Еще один герой выставки — Петр Борисов. В ссылке, а затем на поселении он создал около 600 акварельных рисунков флоры и фауны, вместе с братом Андреем вел метеорологические наблюдения и занимался картографированием. В экспозиции показаны научные труды и альбомы Борисова: «Орнитология Восточной Сибири», «Очерк изящной флоры Забайкальского края». Их предоставила Научная библиотека МГУ им. М.В.Ломоносова. «Полистать» альбомы и рассмотреть изображения птиц и растений можно на тачпадах рядом с оригиналами.
Фонд In artibus
«Во глубине сибирских руд…» Декабристы. 200 лет истории
До 29 марта