Вокруг галереи, специализирующейся на художественных произведениях, которые принадлежали членам руководства Третьего рейха (включая работы из личной коллекции Адольфа Гитлера), развернулась дискуссия о том, как сегодня циркулирует искусство нацистской эпохи и кто им интересуется. Масла в огонь подлило решение галереи размещать рекламу в Truth Social — социальной сети, которую в 2022 году запустила компания Trump Media & Technology Group, принадлежащая Дональду Трампу. Соцсеть позиционируется как платформа для свободного выражения мнений, без политической цензуры, что привлекло к ней в том числе множество пользователей с ультраправыми взглядами.
Основатель Галереи германского искусства (German Art Gallery) — гражданин Нидерландов, использующий псевдоним Мариус Мартенс и говоривший с The Art Newspaper на условиях анонимности, — заявляет, что негативная реакция публики необоснованна, и подчеркивает, что у него нет связей с «крайне правыми и особенно с неонацистскими кругами». Реклама на Truth Social, по его словам, просто очень эффективна. «Около половины американцев — консерваторы, они голосовали за Трампа, так что, размещая рекламу здесь, мы охватываем примерно половину США», — объясняет Мартенс.
Критика рекламной кампании вызвана, в частности, использованием в ней формулировки «искусство немецкой элиты, 1933–1945». Галерист парирует, что слово «элита» означает тут лишь «немецкое руководство того времени» и не должно быть истолковано ложно.
Грегори Мерц, куратор, историк и автор книги «Ностальгия по будущему: модернизм и гетерогенность в изобразительном искусстве нацистской Германии» (2019), говорит: «Не хочу выглядеть защитником этой галереи, но ситуация неоднозначная. С одной стороны, я думаю, что это такой троллинг администрации Трампа, учитывая сложность критики ее эстетических предпочтений. С другой стороны, товар рекламируется той аудитории, которая вполне может счесть его привлекательным».
Растущий рынок нацистского искусства, по мнению Мерца, не в последнюю очередь связан с «возрождением правых настроений по всему миру». Примечательно, что цены на это искусство существенно выросли за минувшее десятилетие — по некоторым оценкам, в десятки раз.
Мерц добавляет, что Галерея германского искусства обладает, «возможно, одной из самых впечатляющих частных коллекций картин и скульптур, связанных с Третьим рейхом», и что «сопоставимой единой коллекции за пределами тех, что хранятся в музейных запасниках и подвалах, нет». Галерея щедро выдает свои работы на музейные выставки.
Мартенс утверждает, что за последние 15 лет его галерея приобрела почти все произведения художников Третьего рейха, появлявшиеся на рынке, включая 60 работ с ежегодных Больших германских художественных выставок, которые проводились в 1937–1944 годах под непосредственным контролем Гитлера и демонстрировали официально одобренное «арийское» искусство в противовес искусству «дегенеративному». Арт-дилер утверждает, что его собрание соперничает даже с малоизвестной коллекцией немецкого военного искусства, которой владеет армия США (US Army’s German War Art Collection): около 450 работ, захваченных в конце Второй мировой войны, находятся в закрытом хранилище в Форт-Бельвуаре в штате Вирджиния. Правительство США и разнообразные музеи стараются не светить таким «достоянием», крайне редко предоставляя на выставки сами работы или развернутую информацию о них.
Клиенты галереи, по словам Мартенса, в основном частные европейские коллекционеры, а также покупатели из Австралии и США. Он подчеркивает, что многие из них «категорически не являются ультраправыми».
Хотя маркетинг галереи многим кажется сомнительным, Мариус Мартенс считает, что открытый и прозрачный диалог об искусстве «этого темного и трагического периода европейской истории способствует лучшему его пониманию и помогает предотвратить повторение подобных событий».