Красочные, переливающиеся картины Владимира Грига, хотя напрямую и не связаны с предстоящими праздниками и каникулами, точно добавят новогоднего настроения, а замысловатые сюжеты приглашают к внимательному созерцанию. Беглый взгляд на работы на выставке «Спасибо вам, что были снами» в Мультимедиа Арт Музее, Москва позволяет оценить сюжет в целом, однако уже через несколько секунд постепенно начинают проявляться забавные, абсурдные детали на грани веселого сумасшествия. Или, наоборот, можно сначала рассмотреть стеклярусные «пиксели», а отдаляясь, улавливать цельное изображение.
Узнаваемый стиль Грига во многом сложился из комбинации его раннего опыта работы книжным иллюстратором и техники мозаики, повсеместно использовавшейся в СССР для украшения архитектурных объектов — от станций метро до проходных заводов. Так автор привносит в коллективную мифологию зрителей, чье эстетическое становление пришлось на советский период, собственных персонажей. Его образы буквально сотканы из цитат — от русской книжной графики середины XX века до анимации, комиксов и визуальных клише глобальной поп‑культуры. В одних работах легко прочитываются интонации Брейгеля, Билибина, отголоски русского модерна и советской книжной иллюстрации, в других — появляются персонажи, словно вышедшие из видеоигр и массовых комиксов. Излюбленными героями, кочующими из сюжета в сюжет, стали веселое полено на ножках, робот с квадратной головой, Чиполлино и, конечно, визитная карточка художника — мухоморы.
Название «Спасибо вам, что были снами» точнее всего описывает общее пространство выставки. Это не ретроспектива в строгом смысле слова, а своего рода мультивселенная, где разные серии и медиумы складываются в единый фантазийный мир. Экспозиция выстроена таким образом, что при следовании по определенному маршруту возникает эффект «вхождения в сон». Залы читаются как смена фаз сновидения — от насыщенных, почти галлюцинаторных панно к более приглушенным, созерцательным инсталляциям. Возможно, это своеобразная попытка воспроизвести саму логику сновидения — скачкообразную, ассоциативную, лишенную рациональности.
Например, на картине «Ноев ковчег» в очередь из вполне канонических зверей — слонов, жирафов, верблюдов, сельскохозяйственных животных — затесались кентавры, грифоны и совсем уж невероятные персонажи. А если присмотреться еще внимательнее, то обнаружится, что и с обычными зверями все не так-то просто: среди прочего корова — отсылка к школьным утренникам или капустникам, когда два человека изображали копытных.
Панно «Необыкновенное путешествие Ти по памятным местам Св. Губерта» — аллюзия к легенде о святом, считающемся покровителем охотников, который, встретив в лесу оленя с сияющим крестом между рогов, полностью поменял образ жизни с разгульного на праведный. Здесь к лучезарному оленю вместе с главным персонажем пришли и множество разномастных собачек, и жираф, и снеговик, и полено, а под бревном прячется малюсенький человечек-гриб.
К слову, для юных посетителей 8 января в МАММ пройдет мастер-класс по мотивам выставки под названием «Гриб из пайеток: игрушка в технике объемной мозаики», где детей от 8 до 12 лет познакомят с техническими приемами изготовления произведений Владимира Грига.
Мультимедиа Арт Музей, Москва
«Владимир Григ. Спасибо вам, что были снами»
До 25 января