18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Башня Шухова в Выксе станет городским памятником

Монтаж исторической выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».  Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»
Монтаж исторической выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»

Эта достопримечательность перенесена сейчас с заводской территории в строящийся индустриально-туристический центр «Шухов-парк». При перемещении объекта сохранены подлинный металл башни, авторские конструктивные и инженерные решения

Водонапорную башню, построенную по проекту инженера Владимира Шухова (1853–1939) в начале 1930-х годов в Выксе, уже видно с городской набережной. Почти 100 лет она находилась на территории Выксунского завода и была недоступна. Теперь она будет визуальной осью индустриально-туристического центра «Шухов-парк», который будет полностью закончен к 2029 году. «Проект „Шухов-парка“ в Выксе — уникальный для России, а на самом деле и для всего мира. Инженерные объекты Владимира Григорьевича Шухова становятся частью исторической промышленной территории, в которую вдохнули новую жизнь», — подчеркивает Анатолий Седых, председатель наблюдательного совета Объединенной металлургической компании (ОМК), которая полностью обеспечила научно-техническое и финансовое сопровождение уникального проекта.

Гиперболоидная конструкция, легковозводимая, прочная и легкая, была представлена Шуховым в 1896 году (и запатентована в 1899-м) на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. С выставки ту, первую, башню купил меценат, владелец стекольных заводов Юрий Нечаев-Мальцов, и она была перевезена в его имение Полибино, где сохранилась до сих пор. Тогда башню перевозили по кольцевым секторам. Самая знаменитая постройка Шухова, московская радиобашня на Шаболовке, возводилась в 1919–1922 годах, и ее реставрация остается нерешенной проблемой.

Водонапорная башня Выксунского металлургического завода. 1976.  Фото:  А.В. Косицын/АО «Выксунский Металлургический завод»
Водонапорная башня Выксунского металлургического завода. 1976.
Фото: А.В. Косицын/АО «Выксунский Металлургический завод»

Водонапорная башня в Выксе была построена в 1933–1934 годах трестом «Стальмост», где Шухов работал техническим консультантом. Конструкция имеет высоту 38,8 м, она предназначалась для системы водоснабжения второго мартеновского цеха Выксунского завода.

Документы того времени не сохранились; на кольцевых деталях нашлись клейма керченского завода, но, где делали прямолинейные элементы, осталось неизвестным. «Шаболовская башня строилась в довольно трудные годы для страны. Металл был не лучшего качества, и запас прочности не закладывался — она предназначалась только для легких ретрансляторов. Башня в Выксе должна была нести бак с водой объемом более 600 кубометров — это совсем другая нагрузка. Вскоре после постройки выксунская башня горела, и примерно в то же время появился напорный водопровод, так что необходимость в ней отпала. В итоге она многие десятилетия стояла без нагрузки», — объясняет Наталия Щербакова-Юницкая, руководитель культурных проектов ОМК. У обеих башен утрата металла в результате коррозии составляет слой в 1 мм, но если для Шаболовской башни это опасно, то для выксунской не критично.

Перед разборкой башни в Выксе была проведена грандиозная работа. Она началась в 2018 году. Проект разрабатывался при участии ключевых отраслевых экспертов — ЦНИИПром­зданий, получил положительное заключение Главгос­экспертизы и согласование Министерства культуры. За прошедшее время ОМК дважды устраивала экспертные туры, чтобы главные специалисты по реставрации металла и творчеству Шухова могли дать свою оценку.

Монтаж выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».  Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»
Монтаж выксунской башни на новом месте — в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: Андрей Ефимов/АО «Выксунский Металлургический завод»

Перед демонтажем провели лазерное 3D-ска­ни­рование, чтобы точно зафиксировать положение каждого элемента; были возведены леса и установлен кран. Конструкцию разбирали на прямолинейные элементы, на каждый наносили маркировку и привязывали бирку, вносили в компьютерную модель и записывали в бумажный журнал. Потом детали переносили в специальный цех, где очищали от загрязнений и ржавчины и определяли участки с утратой металла. Чаще всего это было в местах соединений, на которые приходится основная нагрузка и где происходит щелевая коррозия. В этих местах металл наращивали методом лазерной наплавки. Нижний, опорный ярус не разбирали, а переместили целиком, поэтому удалось сохранить около 300 оригинальных клепок. Верхние ярусы скрепили современными высокоточными болтами.

«Мы пошли по пути реставрации — не замены, а максимального сохранения металла. Даже один из нижних лучей, в который когда-то врезался тепловоз, мы не стали заменять полностью, а восстановили только поврежденный участок», — говорит Наталия Щербакова-Юницкая. Хотя внутри башни сохранилась лестница, а деревянный шатер бака будет восстановлен по оригинальным чертежам, подняться к нему нельзя. «Это объект культурного наследия федерального значения, это инженерное наследие России. Мы никогда не рассматривали башню как туристический аттракцион», — подчеркивает руководитель культурных проектов ОМК.

Рендер выксунской башни в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».  Фото: АО «Выксунский Металлургический завод»
Рендер выксунской башни в индустриально-туристическом центре «Шухов-парк».
Фото: АО «Выксунский Металлургический завод»

Консультант проекта «Шухов-парк», искусствовед, историк архитектуры Елизавета Лихачева пояснила: «Ценность не только гиперболоидных башен, но и всех инженерных конструкций XIX века ровно та же, что и ценность старой архитектуры и вообще любых памятников. Кроме того, идеи Шухова во многом изменили историю мировой инженерии, изменили ход цивилизации. Важность сохранения инженерных конструкций долго была неочевидной: вышла из строя — сделали такую же новую. Но надо проявлять уважение к своему прошлому. Например, в Англии уже почти 100 лет охраняют мост через реку Северн, первый чугунный арочный мост в мире, движение транспорта по нему давно запрещено. Вынесенная на общественную территорию башня Шухова в Выксе тоже теряет свою функцию, превращается в объект показа, в памятник».

В культурном и историческом контексте «Шухов-парк» оказывается уникальным: здесь сохранилась плотина системы каскадных прудов, гидротехнические сооружения XVIII века, обеспечивавшие первый завод Баташевых энергией. Рядом две мастерские того же времени, они будут отреставрированы. В комплекс включены и новые сооружения: детский технопарк «Кванториум» и первый в России металлургический музей мирового уровня, архитектурный проект для которого разработал архитектор Никита Явейн. Сюда же с территории завода ОМК планируют перенести еще один уникальный объект — своды листопрокатного цеха, созданные в конце XIX века. Это единственные в мире сохранившиеся сетчатые перекрытия Шухова, которые состоят из пяти самостоятельных гиперболоидов, соединенных друг с другом; площадь, которую они покрывают — почти 3 тыс. кв. м. Теперь, когда технология перемещения и реставрации подобных сооружений разработана и применена на практике, это только дело времени. Специалисты ОМК готовы делиться своим опытом, ведь в России еще немало памятников инженерной мысли, которые нужно сохранить. 

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+