18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Фонд Ruarts рассказывает «другую историю» отечественной фотографии

Алексей Титаренко. Из серии "Время остановилось". 1993-1999. Фото: Фонд Ruarts
Алексей Титаренко. Из серии "Время остановилось". 1993-1999.
Фото: Фонд Ruarts
№133, июль-август 2025
№133
Материал из газеты

Выставка в Трубниковском переулке, объединяющая работы более 40 фотографов, иллюстрирует развитие идеи «свой — чужой» на протяжении ХХ–ХХI веков. Организаторы заявляют жанр выставки как «история»

«Думаю, многие согласятся, что мы переживаем кризис сообщества. Поэтому особенно интересно и важно сегодня посмотреть на фотографию, которая в ХХ веке это ощущение общности, сообщничества, со-общения и сопричастности отражала», — прокомментировала основную идею выставки историк фотографии, куратор Дарья Панайотти.

До конца XIX века фиксация облика человека или какого-то значимого события были доступны лишь элите (парадные портреты, жанровые сцены). Фотография все изменила. На одной из самых знаменитых групповых фотографий начала XX века — лейб-гвардии Кексгольмского полка — с одинаковой четкостью запечатлено 1250 человек.

Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Полные оптимизма раннесоветские фотографии отражали единство народа на пути к мировому торжеству коммунизма. Снимки сталинского периода, включая времена Великой Отечественной войны, утверждали уже другое единство — народа и власти, опять же на пути к светлым идеалам будущего, которые должны быть достигнуты любыми средствами.

Одним из лейтмотивов оттепельной фотографии, по мнению организаторов выставки, стало выхваченное в толпе лицо незнакомца — случайность, непредвиденность была критерием искренности социального взаимодействия. К этому периоду относится фото Виктора Ахломова, где мужчина одной рукой толкает коляску, а другой держит младенца, озаглавленное «Плевать мне на Мальтуса!». Ирония этого снимка недоступна без контекста: мальтузианство — популярная в XIX веке (и нещадно критикуемая Карлом Марксом) теория, автор которой, англичанин Томас Мальтус, утверждал, что рост населения приведет к быстрому истощению мировых ресурсов. История появления остроумного названия заслуживает отдельного рассказа. Если коротко, то в конкурсе на лучшую подпись участвовали читатели нескольких европейских газет. Это ли не со-общение?

Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

А вот брежневский период, по словам куратора, «отмечен гораздо меньшей доверительностью в отношениях между индивидуумом и миром: снимки исподтишка, из-за спины, из-под социальной маски подчеркивают невовлеченность в массовый ритуал и фиксируют дисгармонию и тревогу в обществе».

Современные авторы впервые в истории столкнулись с феноменом моментального распространения контента через социальные сети и в то же время потери собственного «я». У пользователя создается ложное ощущение общности или отождествления себя с популярными блогерами, которым мы начинаем безгранично доверять, зачастую больше, чем собственной семье.

Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.  Фото: Фонд Ruarts
Выставка «Сообщение. Другая история российской фотографии» в фонде Ruarts.
Фото: Фонд Ruarts

Современные фотографы также спекулируют нашим вниманием, обращаясь к культурному коду — образам, вызывающим эффект узнавания и подчеркивающим нашу общность на основе визуального опыта. Как пример — фотографии Виты Буйвид из серии начала 2010‑х «Семейный портрет в интерьере», где люди в типичной одежде на фоне «бабушкиного ремонта» повернуты к зрителю спиной, что создает иллюзию знакомства. Кто-то из анонимных персонажей напомнит вам бабушку, а кто-то — троюродного дядю, которого вы видели единственный раз в жизни на каком-то семейном торжестве еще в детстве. «Фотография очень сильно влияет на наше воображение, в том числе на социальное воображение. На выставке мы расскажем об этом», — обещает куратор Дарья Панайотти. 

Фонд Ruarts
«Сообщение. Другая история российской фотографии»
До 19 октября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+