18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Выставка в Венеции призвана напомнить о творчестве любимицы Пегги Гуггенхайм

Мария Элена Виейра да Силва. «Автопортрет». 1930.  Фото: Comité Arpad Szenes – Vieira da Paris
Мария Элена Виейра да Силва. «Автопортрет». 1930.
Фото: Comité Arpad Szenes – Vieira da Paris
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Португальская художница Мария Элена Виейра да Силва в разные периоды черпала вдохновение в кубизме, футуризме и средневековых фресках, балансируя на стыке абстракции и фигуративности

В Коллекции Пегги Гуггенхайм в Венеции открылась большая ретроспектива португальской художницы-абстракционистки Марии Элены Виейры да Силва (1908–1992), которая осенью отправится в Музей Гуггенхайма в Бильбао. Во Франции — где в позапрошлом году другая ее ретроспектива побывала в Марселе и Дижоне — художница хорошо известна, а в Португалии вообще имеет статус национального достояния, в остальном же мире о Виейре да Силва начали забывать. «Многим зрителям еще предстоит заново открыть ее для себя, — говорит куратор выставки Флавия Фриджери из лондонской Национальной портретной галереи. — Очень многое из того, что делала художница, и многие темы, которые она исследовала, по-прежнему актуальны».

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.   Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

«Анатомия пространства», в которую вошло около 70 произведений из государственных и частных собраний со всего света, прослеживает эволюцию визуального языка Виейры да Силва в хронологическом порядке. Художница черпала вдохновение не только в кубизме и футуризме, но и в средневековых фресках, и мы видим, как от исследования движения в пространстве в таких работах, как «Колода карт» (1937) и «Балерина» (1948), она переходит к изображению реальных и воображаемых городских пейзажей. Особое внимание уделяется тому, как на ее творчество повлияли годы учебы, проведенные в Париже, и травмирующий опыт жизни в изгнании в Рио-де-Жанейро во время Второй мировой войны, куда она бежала вместе с мужем, венгерским художником Арпадом Сенешем.

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм. Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

«Ей удается виртуозно работать на стыке абстракции и фигуративности, — отмечает Фриджери, добавляя, что это напряжение возникает из взаимного притяжения и отталкивания между пространством и телом, к которому отсылает название выставки. — Она изучала анатомию и глубоко интересовалась изображением фигуры. И хотя она и знала, что не хочет заниматься фигуративной живописью, она сохранила этот интерес».

Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.   Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection
Выставка «Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства». Коллекция Пегги Гуггенхайм.
Фото: Matteo De Fina Peggy/Guggenheim Collection

Тот факт, что выставка открывается разделом, посвященным отношениям Виейры да Силва с Сенешем, диссонирует с ее нетипичной биографией. Менее успешная художественная карьера супруга дополняла, но никогда не затмевала ее собственную. История Марии Элены Виейры да Силва, как подчеркивает куратор, «диаметрально противоположна историям, которые мы привыкли слышать о художниках-женщинах». В числе прочего она довольно рано добилась признания. Пегги Гуггенхайм включила ее в выставку «31 женщина» в 1943 году, а Хилла Ребай в 1937 году купила по поручению Соломона Гуггенхайма ее «Композицию» (1936).

Мария Элена Виейра да Силва в своей студии в Париже. 1948. Фото: Willy Maywald, Courtesy Jeanne Bucher Jaeger, Paris-Lisbon
Мария Элена Виейра да Силва в своей студии в Париже. 1948.
Фото: Willy Maywald, Courtesy Jeanne Bucher Jaeger, Paris-Lisbon

Сама художница говорила, что она «человек мастерской»: мастерская служила ей не просто техническим ресурсом, но и своеобразной матрицей для размышлений об архитектурном пространстве, лежащем в основе ее творчества. По словам Флавии Фриджери, тот факт, что выставка открывается параллельно с Венецианской архитектурной биеннале — удачное совпадение. «У нее было обостренное понимание того, что значит ощущать город: и как пространство, внутри которого вы находитесь, и как мысленную проекцию множества маршрутов, которыми вы можете пройти, различных способов, которыми вы можете с ним взаимодействовать», — рассказывает куратор.

Коллекция Пегги Гуггенхайм
«Мария Элена Виейра да Силва. Анатомия пространства»
До 15 сентября

Самое читаемое:
1
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
2
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
3
Новый дом Пермской художественной галереи
Пермская государственная художественная галерея после долгих треволнений и строек наконец откроется в новом здании, пространства которого позволят показать музейную коллекцию в пять раз шире. Первая выставка на новом месте будет называться «Дом»
25.09.2025
Новый дом Пермской художественной галереи
4
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
Семиметровая красная «Садовая лопатка» Класа Ольденбурга и Кошье ван Брюгген обещает стать не менее обсуждаемой скульптурой, чем «Большая глина» Урса Фишера, переехавшая от Дома культуры «ГЭС-2» к штаб-квартире компании «Новатэк» на Ленинском проспекте
03.10.2025
«Большую глину» у «ГЭС-2» сменила «Садовая лопатка»
5
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
Мозаика с изображением пары сандалий, поразительно напоминающих современные шлепанцы, украшала одно из помещений терм. Это не первая необычная находка, найденная во время раскопок на знаменитой древнеримской вилле дель-Казале
01.10.2025
На римской вилле на Сицилии обнаружили необычную мозаику
6
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
Работы над сохранением белокаменного шедевра допетровской архитектуры из списка объектов всемирного наследия ЮНЕСКО длились два с половиной года. Однако посетителей внутрь пустят только весной
26.09.2025
Храм Вознесения в Коломенском отреставрировали
7
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Правительство Москвы по программе комплексного развития территории планирует реорганизацию шести земельных участков в Басманном районе, в том числе того, на территории которого вот уже 20 лет работает Центр творческих индустрий «Фабрика»
07.10.2025
На месте ЦТИ «Фабрика» появится жилье
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+