18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Приключения Уильяма Морриса в XXI веке: от атомной подлодки до Hello Kitty

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

На выставке «Одержимые Моррисом» в Лондоне прослеживается общемировое увлечение творчеством великого британского дизайнера, который и не подозревал, что потомки будут делать с его наследием в век нейросетей

Порывшись в ящиках запасников лондонской Галереи Уильяма Морриса, ее директор Адриан Гаррард достает афишу с изображением таксы, окруженной пестрыми цветами и листьями. Над собакой расположена надпись «Уильям Моррис», а внизу написано: «Выставка набивных хлопковых тканей XIX века».

Если вам показалось, что это не очень похоже на афишу авторства Уильяма Морриса, то вам не показалось: это сгенерированный искусственным интеллектом товар с онлайн-маркета Temu. Он тоже будет представлен на выставке «Одержимые Моррисом», в которой прослеживается общемировое увлечение творчеством британского дизайнера, писателя и политического активиста XIX столетия.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

Выставка организована в рамках празднования 75-летия галереи, размещающейся в особняке, где художник жил, когда был подростком. В экспозицию вошли как работы из собственного собрания галереи, так и экспонаты, предоставленные другими институциями, а еще огромное множество вдохновленных творчеством Морриса объектов, переданных во временное пользование и подаренных представителями общественности.

Гаррард рассказывает, что в числе даров частных лиц есть как ненужные владельцам безделушки вроде колоды для бриджа в стиле Морриса, так и «личные вещи, которые значат для людей очень многое». Например, на выставке представлена пара вышитых вручную свадебных пиджаков из кашемира, принадлежащих супругам, чей прием по случаю бракосочетания состоялся в самой галерее. Также среди экспонатов — украшенное узором из роз сиденье из британской атомной подводной лодки и «юката», повседневный вариант японского кимоно, на котором изображены фигурки Hello Kitty, перемежающиеся с птицами и листвой в стиле Морриса.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

В экспозиции прослеживается, как творчество художника превратилось в символ роскоши и хорошего вкуса. Один из основателей движения «Искусства и ремесла», Уильям Моррис был глубоко убежден в том, что доступ к красоте должен быть у как можно большего числа людей. «Но в то же время он считал неприемлемым дешевое или некачественное производство», — отмечает Джеррард. Разнонаправленность этих сюжетных линий в «Одержимых Моррисом» отражает его собственную противоречивость, которую организаторы тоже стремятся исследовать.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

С одной стороны, на выставке представлены экспонаты, созданные по специальному заказу мастерами, которые, как отмечает Джеррард, «делают очень качественные вещи в Британии». В их числе роскошный ковер из Акс­минстера, центра ковровой индустрии. Другая сторона спектра представлена сгенерированными искуственным интеллектом плакатами, которые вряд ли понравились бы художнику с его перфекционизмом. А еще у него наверняка возникли бы вопросы этического плана. Как раз недавно британские законодатели допросили представителей Temu, китайского онлайн-маркетплейса, в связи с предполагаемым использованием принудительного труда в его цепочках поставок. Компания отрицает все обвинения. Куратор подчеркивает, что сам Уильям Моррис был убежденным сторонником ручного производства на справедливых условиях.

Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса. Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London
Фрагмент экспозиции «Одержимые Моррисом» в Галерее Уильяма Морриса.
Фото: Nicola Tree/William Morris Gallery, London

«Думаю, Моррису очень понравился бы сам тот факт, что мы задумываемся над этими вопросами», — говорит Джеррард. Он считает, что проблема именно в том, каким образом «демократизируется» творчество художника, и она была ему знакома. «Моррис поднимал эти вопросы в то время, когда мир стремительно менялся в результате промышленной революции... Сейчас мы имеем дело с продолжением тех же проблем».

Галерея Уильяма Морриса
«Одержимые Моррисом. Как завирусился величайший дизайнер Великобритании»
До 21 сентября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
5
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
6
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
7
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Серия краж в Европе редких изданий русских классиков и последовавшие за нею судебные дела заставляют задуматься о ситуации на российском букинистическом рынке
12.11.2025
Операция «Пушкин»: раскрыли кражи редких книг
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+