18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Будущее — полимерно

Анри Матисс и его Маргарита: от портрета девочки к портрету женщины

Анри Матисс. «Чай». Фото: Museum Associates / LACMA11
Анри Матисс. «Чай».
Фото: Museum Associates / LACMA11
№131, май 2025
№131
Материал из газеты

Выставка «Матисс и Маргарита. Глазами отца» в Музее современного искусства в Париже посвящена отношениям художника с его любимой моделью, дочерью Маргаритой Дютюи-Матисс, родившейся у его натурщицы Каролины Жобло

Матисс признал отцовство в 1897 году, когда Маргарите было три года, и с тех пор девочка жила с художником и его женой Амели.

Работа над выставкой, которую куратор Шарлотта Бара-Мабий подготовила совместно с реставратором Изабель Моно-Фонтен и искусствоведом Элен де Талуэ, растянулась на годы. Моно-Фонтен, до выхода на пенсию занимавшая пост заместителя директора Центра Помпиду, курировала множество выставок Матисса и имела доступ к архивам художника. А еще была знакома с Дютюи-Матисс, скончавшейся в 1982 году.

Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907. Фото: архив Анри Матисса
Анри Матисс с женой Амели и дочерью Маргаритой в своей студии. 1907.
Фото: архив Анри Матисса

Выставку сопровождают биография, написанная Моно-Фонтен и де Талуэ, и подробный каталог, включающий в том числе работы, которые не удалось привезти в Париж. В экспозицию вошли как широко известные произведения вроде «Девушки с черной кошкой» (1910), так и раритеты.

Поначалу были опасения, что выставка портретов окажется немного скучной. «Но Матисс постоянно переизобретает себя, — объясняет куратор. — Даже рисунки: среди них есть большие, некоторые сделаны фломастерами, есть маленькие, сделанные очень быстро в блокноте, есть такие, где одна линия выражает все лицо. Они роскошные, разнообразные, живые».

А в живописных портретах прослеживается эволюция художника. Здесь и период увлечения кубизмом, представленный полотном «Голова белая и розовая» (1914–1915), и написанный в период жизни в Ницце «Фестиваль цветов» (1922) с красками, сияющими особым, средиземноморским светом. «Однажды Матисс сказал Маргарите: „Я чувствую, что эта картина хочет увести меня в какое-то другое место. Ты пойдешь со мной по этому новому, немного безумному пути?“, — рассказывает Шарлотта Бара-Мабий. — И вот эта работа с жесткими, суровыми линиями приобретает какой-то совершенно новый характер. Несомненно, только с Маргаритой он мог позволить себе такое».

Анри Матисс. «Интерьер с читающей девушкой». 1905–1906.  Фото: MoMA, New York/Scala, Florence
Анри Матисс. «Интерьер с читающей девушкой». 1905–1906.
Фото: MoMA, New York/Scala, Florence

Дочь была единственным человеком, которого художник рисовал непрерывно на протяжении десятилетий. Впервые она появляется на «Портрете Маргариты» (1906–1907) — как маленькая девочка с черной лентой на шее, скрывающей шрам от спасительной трахеотомии, которую сделали, когда ей было семь. По этой же ленте ее можно узнать в девушке в сине-белом платье на переднем плане «Чая в саду» (1919). А на картине «Мавританская ширма» (1921) она являет собой воплощение элегантности, стоящая во всем белом, прислонившись к каминной полке с калейдоскопическими узорами на фоне.

Вскоре после создания «Мавританской ширмы», в 1923 году, Маргарита вышла замуж за ученого-византиниста Жоржа Дютюи и долгое время не позировала для Матисса. Зато она стала своего рода агентом, привлекала коллекционеров и дилеров, организовывала выставки отца, давала ему ценные советы.

«Как-то раз, когда Матисс находился на юге Франции, она заметила: „Мне кажется, папа израсходовал весь свет Ниццы“», — говорит куратор. Маргарита явно считала, что отцу нужно вернуться домой и отдохнуть.

Маргаритой Дютюи-Матисс. 1915.  Фото: архив Анри Матисса
Маргаритой Дютюи-Матисс. 1915.
Фото: архив Анри Матисса

В 1945 году в Вансе Матисс создал графический портрет дочери легким углем на бумаге. Ему тогда было 76 лет, Маргарите — за 50.

«Я обожаю Матисса, я люблю его работы. Но еще большее восхищение я испытала, когда выяснилось, каким он был отцом, — признается Бара-Мабий. — Он был внимателен, беспокоился за своих детей, и особенно за Маргариту, у которой было очень хрупкое здоровье. Он был отцом, который слушал, поощрял и поддерживал, что для начала XX века отнюдь не было само собой разумеющимся».

Музей современного искусства, Париж
«Матисс и Маргарита. Глазами отца»
До 24 августа

Самое читаемое:
1
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
Иллюстрировать Откровения Иоанна Богослова брались художники из разных стран и эпох. В конце XVII века в России был издан первый иллюстрированный «Апокалипсис» — сейчас он воспроизведен заново и прокомментирован
12.09.2025
Первый русский конец света, версия Василия Кореня
2
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
Искусствовед Наталия Семенова написала реалистичный портрет знаменитого торговца живописью. Он вовсе не был филантропом и не скрывал своих коммерческих устремлений, тем не менее именно ему многие великие художники обязаны началом успешной карьеры
05.09.2025
Амбруаз Воллар, разбогатевший на будущих шедеврах
3
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
Дом, созданный художником, — тотальное произведение искусства, отражающее его внутренний мир, вкус и угол зрения. Мы собрали подборку загородных домов художников в коллекцию
19.09.2025
Дом творчества по индивидуальному проекту: пять современных художественных дач
4
Эрмитаж возвращается за границу
Михаил Пиотровский объявил об открытии новых эрмитажных центров за пределами России, но на этот раз не на Западе, а в Омане и Южной Корее
15.09.2025
Эрмитаж возвращается за границу
5
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
Большая выставка показывает разнообразные эксперименты художника и наглядно демонстрирует, что Архип Куинджи стал предтечей многих направлений в русском искусстве: символизма, экспрессионизма, фовизма
16.09.2025
Русский музей собрал вместе изобретения и откровения Куинджи
6
Как погрузиться в недра художественной коммуны
Научно-музейный центр «Масловка. Городок художников» открывается 19 сентября в Москве, в одном из исторических зданий легендарного советского арт-квартала, существующего с 1930-х годов. Премьерная выставка носит название «(Не)видимый город М.»
10.09.2025
Как погрузиться в недра художественной коммуны
7
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Новый попечитель музея вернулся к практике пополнения коллекции. Свежим приобретением стал женский портрет кисти Николая Кузнецова
10.09.2025
Коллекция Музея русского импрессионизма пополнилась новым экспонатом
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+