18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ЦВК Béton – 3 года: итоги и планы

Хорошо отрепетированный институциональный экспромт

Валерий Гриковский. Минус-музей.  Фото: AZ/ART
Валерий Гриковский. Минус-музей.
Фото: AZ/ART

В AZ/ART стартует трехмесячный фестиваль-интенсив «Алгоритмы познания» с девятью выставками и тремя концертами современных художников и музыкантов

Каждый месяц этого лета в Центре современного искусства AZ/ART будут открываться три (по одной на каждый зал институции) экспозиции в рамках фестиваля-интенсива «Алгоритмы познания», который проводится впервые и включает также концерты, экскурсии и занятия с детьми.

Таким образом, с 5 июня по 31 августа в пространстве центра на Маросейке покажут девять персональных выставок, концепция которых связана с навигацией в стремительно меняющемся мире. Произведения художников посвящены способности творчества давать уверенность и альтернативные способы существования в условиях нестабильной повседневности. Хоть тема и насущная, авторы, как говорят сами организаторы, раскроют ее через проекты, среди которых будут и насмешливые, и утопические, а также демонстративно неэффективные и, напротив, конструктивные.

«Фестиваль „Алгоритмы познания“ — хорошо отрепетированный институциональный экспромт: частота открытий как в самоорганизации, подход по музейному основательный, выбор авторов — не банальный», — рассказывает куратор проекта Александр Дашевский. По его словам, причин для появления такого формата несколько: «Во-первых, хочется подумать о том, как эпоха перемен, в которую мы вступили, отражается в художественных языках и практиках, кого он высвечивает и переоценивает в истории искусства предыдущих десятилетий. Во-вторых, не до всех интересных и любимых художников получается дотянуться в формате большой индивидуальной выставки».

«Мимо проплывают великолепные серии, удивительные проекты, мощные повороты художественной мысли, и всегда обидно, когда в сверстанном выставочном плане не находится окна. Фестиваль позволяет большему количеству дорогих сердцу АZ/ART художников выступить с развернутыми высказываниями», — резюмировал куратор.

Юлия Клопова и Лилия Педак. Астрид (нервная нестабильность).  Фото: AZ/ART
Юлия Клопова и Лилия Педак. Астрид (нервная нестабильность).
Фото: AZ/ART

Первый «сет» выставок — «Несвязанные привязанности» Юлии Клоповой и Лилии Педак, «Минус-музей» Валерия Гриковского и «Инструментарий» Платона Инфанте — принимает гостей с 5 по 29 июня. Вторая часть фестиваля-интенсива пройдет с 3 июля по 3 августа, для публики будут открыты выставки дуэта Елены Губановой и Ивана Говоркова, Апанди Магомедова, а также творческого объединения «Цветы Джонджоли». Завершат фестиваль с 7 по 31 августа проекты объединения «Хвойные», Михаила Рубанкова и Ирины Кориной.

В совместном проекте «Несвязанные привязанности» мама и дочь Лилия Педак и Юлия Клопова используют материалы, которые принято считать самыми женскими, — керамику и текстиль. Проект возник не как выставочная инициатива: он был способом наладить коммуникацию внутри семьи, а в итоге превратился в полноценную творческую коллаборацию. Созданным панно и скульптурам, своей инопланетностью напоминающим арт-объект «Бобур» в Никола-Ленивце, художницы дали женские имена, через которые рассказывают о судьбах членов семьи. Фрагменты историй спрятаны внутри скульптур, разглядеть их можно с помощью эндоскопа — медицинского инструмента с тонкой трубкой и камерой, который используется для осмотра внутренних органов.

Валерий Гриковский. Минус-музей.  Фото: AZ/ART
Валерий Гриковский. Минус-музей.
Фото: AZ/ART

Псевдонаучный проект Валерия Гриковского «Минус-музей» — это коктейль из биологии, конспирологии и коллекционирования. Он не высмеивает науку, а показывает, как в сознании современного человека суеверия и мифы соседствуют с научно обоснованными фактами. Экспозиция напоминает коллекцию исторического или естественно-научного музея: сучки и корешки чудаковатой формы, ракушки, минералы, карты и чертежи. Работая от лица безумного ученого-систематизатора, художник создает инсталляции из этих случайных артефактов.

В проекте «Инструментарий» Платон Инфанте отказывается от дихотомии «виртуальное/реальное» и исследует их единство. Созданные художником объекты — это привычные вещи, помещенные в виртуальное пространство без искажений: карандаш по-прежнему рисует, бумага шелестит. Инфанте не видит в цифровой среде угрозу, напротив, он рассматривает ее как равноправную материальной зону художественного действия. Его произведения часто приписывают к традиции tromp l’œil (обманка, зрительная иллюзия).

Платон Инфанте. Инструментарий.  Фото: AZ/ART
Платон Инфанте. Инструментарий.
Фото: AZ/ART

Организаторы фестиваля подготовили не только выставочную программу, но и серию концертов, на которых будут представлены переплетенные с джазовой классикой этнические мотивы в исполнении Алины Ростоцкой, микс кантри и регги от инди-поп-исполнительницы dipiphany и поэтичные песни фронтмена группы «Андреграунд» Андрея Джиджикова.

В июне 2025 года Центру современного искусства AZ/ART на Маросейке исполняется год. По словам генерального директора Музея AZ и ЦСИ AZ/ART Наталии Опалевой, «за это время новая музейная площадка стала экспериментальным центром притяжения, чередуя музыкальные проекты с коллективными и персональными выставками как современных нам художников, так и признанных мастеров старшего поколения».

Центр современного искусства AZ/ART
«Алгоритмы познания»
5 июня — 31 августа

Самое читаемое:
1
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
Выставка на трех этажах Мраморного дворца собрала около 400 работ с образами животных — от левреток Екатерины Великой до чау-чау Дмитрия Жилинского
20.05.2025
Русский музей показывает «Жизнь замечательных собак»
2
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
Коллекционер Валерий Дудаков решил подарить Нижегородскому государственному художественному музею самую ценную часть своего собрания — произведения художников-символистов, а также домашнюю библиотеку
19.05.2025
Московский коллекционер передает нижегородскому музею «Голубую розу»
3
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
В честь трехлетия ЦВК Béton его основатели Ольга Мичи и Алексей Логинов рассказали о том, чего им удалось достичь за три года работы центра
23.05.2025
Ольга Мичи и Алексей Логинов: «Наша цель — показать людям, что авторская работа фотографа — это высокое искусство»
4
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
На фестивале «Интермузей» директора ведущих государственных музеев страны объявили о выставочных планах на 2025–2026 годы в столице и регионах
26.05.2025
Терракотовая армия в Москве и импрессионисты в Сибири: что покажут в музеях в 2025–2026 годах
5
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
В основе выставки «Упакованные грезы» — уникальная коллекция исторических платьев и обуви Назима Мустафаева. Это роскошь, упакованная в кожу, шелк, парчу и бархат, украшенная стразами, вышивкой и стеклярусом
21.05.2025
Манеж Малого Эрмитажа нарядился по лучшей моде ар-деко
6
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
Почти полмиллиона человек посмотрели юбилейную выставку Брюллова, что также сделало ее самой посещаемой выставкой страны за последние пять лет
15.05.2025
Выставка Карла Брюллова стала самой посещаемой за всю историю Русского музея
7
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Неординарные, ни на кого не похожие, творчески плодовитые. Первая — Натта Конышева, мастер «репортажной живописи с элементами чудес», умерла три года назад. Вторая — Катя Медведева, легенда наивного искусства, ей 88 лет. Обе — особый случай для арт-рынка
20.05.2025
Две звезды: сколько сейчас стоят Натта Конышева и Катя Медведева
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+