18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Третьяковская галерея возвращается в Серебряный век

Николай Сапунов. «Ряженые». 1907. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Николай Сапунов. «Ряженые». 1907.
Фото: Государственная Третьяковская галерея
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Выставка «Герои и современники Серебряного века» представляет «наиболее объективный и выразительный портрет эпохи». Это уже четвертая часть цикла, посвященного рубежу XIX–XX веков, времени журналов, манифестов и художественных группировок

«Распятый Арлекин» работы Юрия Анненкова 1921 года, аллегорический портрет артиста и писателя Николая Евреинова, сделанный для обложки евреиновской книги «Самое главное», на новой выставке в Государственной Третьяковской галерее стал финальной точкой, завершающей рассказ кураторов об изящном и тревожном искусстве Серебряного века и трагических судьбах его героев. Сама выставка — несмотря на то что посвящена исключительно графике, получилась крайне яркой. В этом нет ничего странного, ведь это графика именно Серебряного века — эпохи, в которую использовали самые сочные графические материалы: гуашь, пастель и так далее. Многие произведения, представленные на выставке, хорошо известны зрителям по бесчисленным репродукциям; психологически они воспринимаются как масштабные картины маслом и вызывают удивление, когда осознаешь, что это всего лишь хрупкий бумажный листочек. Такова, например, знаменитая «Елизавета Петровна в Царском Селе» Евгения Лансере — гуашь размером 43,5 на 62 см.

Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Евгений Лансере. «Елизавета Петровна в Царском Селе». 1905.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Третьяковская галерея продолжает показывать сокровища графики из своих фондов. Нынешняя экспозиция, названная «Герои и современники Серебряного века», уже четвертая в цикле, посвященном рубежу XIX–XX веков. До этого в музее показали проект про Александра Бенуа и его «Мир искусства», затем яркую выставку про «арлекинов Серебряного века» — Николая Сапунова, Константина Сомова и Сергея Судейкина, а также экспозицию «Предчувствуя ХХ век. Васнецов, Репин, Серов, Ге, Врубель, Борисов-Мусатов». На сей раз кураторы решили не сосредотачиваться на конкретных персоналиях, а, наоборот, расстелить перед нами неоднородное лоскутное одеяло визуальной культуры Серебряного века, различные фрагменты которой друг другу прямо противоречили. Сначала мы видим, насколько разными были журналы-манифесты, объединявшие различные художественные группировки. Затем перед нами предстает элегантное разностилье типичного «портрета современника» — творца или богемного созерцателя. Именно в то время постоянно происходила игра в «архаические» формы портретного жанра — аллегорические, костюмированные или парадные.

Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее. Фото: Юрий Кочетков/ТАСС
Выставка «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее.
Фото: Юрий Кочетков/ТАСС

Отдельно отстоит группа произведений, посвященных истории России: царские выходы, императорские охоты и прочее. Их много именно в графике, причем от ведущих художников — Александра Бенуа, Сергея Иванова, Андрея Рябушкина, в связи с тем, в частности, что в ту эпоху печатание роскошных книг находилось на высочайшем уровне и множество эскизов иллюстраций было выполнено для «Картин по русской истории» Иосифа Кнебеля, «Великокняжеской, царской и императорской охоты на Руси» Николая Кутепова и других подобных изданий. Сейчас книги эти мало кому памятны, а вот созданные для них работы встречаются в любом учебнике русской истории.

Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908. Фото: Государственная Третьяковская галерея
Борис Кустодиев. «Японская кукла». 1908.
Фото: Государственная Третьяковская галерея

Выставка большая — более 280 произведений. Помимо перечисленных тем, отдельно сгруппированы эскизы осуществленных и, наоборот, несостоявшихся церковных росписей (от Виктора Васнецова и Николая Рериха до Наталии Гончаровой и Кузьмы Петрова-Водкина). Наконец, группа работ рассказывает о развитии «русского» стиля у Елены Поленовой, Ивана Билибина и других художников, а также об эволюции стиля модерн на отечественной почве. 

Государственная Третьяковская галерея
«Герои и современники Серебряного века»
До 19 мая

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+