18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Чингисхан как герой истории, старой и новой

Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана. Фото: Musée de Karakorum
Основные предметы экспозиции получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана.
Фото: Musée de Karakorum

Первую во французской истории выставку, посвященную монгольской империи и Чингисхану, показывают в Нанте через три года после того, как ее изначальный вариант был сорван властями Китая

В конце 2020 года Исторический музей Нанта заявил, что Коммунистическая партия Китая (КПК) пыталась подвергнуть цензуре содержание экспозиции. Попытки цензуры начались с требования руководства КПК убрать слова «Чингисхан», «империя» и «монгол» из названия и текстов; это стало результатом «ужесточения позиции китайского правительства в отношении монгольского меньшинства страны», как сообщил тогда в специальном заявлении директор музея и сокуратор выставки Бертран Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Новая экспозиция организована при поддержке правительства Монголии. Основные предметы получены из государственных и частных монгольских коллекций, например из нового Национального музея Чингисхана; 140 из 450 экспонатов являются объектами культурного наследия этой страны. В центре выставки — фигура величайшего в истории завоевателя, войско которого прокатилось от монгольских равнин до Ближнего Востока. Наставший потом мир позволил процветать торговым, научным и художественным связям между Востоком и Западом, подняв искусство и ремесла на недосягаемую прежде высоту. Это был первый в истории пример глобализации, по мнению кураторов Жан-Поля Дероша, Мари Фаверо и Бертрана Гийе.

Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта. Фото: David Gallard/LVAN
Выставка «Чингисхан. Как монголы изменили мир» в Историческом музее Нанта.
Фото: David Gallard/LVAN

Выставка исследует несколько хронологических этапов. Повествование об империи Чингисхана начинается издалека — с бронзовых фигурок оленей VII–V веков до н.э. Они демонстрируют явное родство со звериным стилем, но при этом покрыты синей краской, подчеркивающей их магическую сущность. Золотая тиара VIII века н.э., которую прежде украшали крупные полудрагоценные камни, была найдена в гробнице тюркского императора Бильге-хана, кагана Восточно-Тюркского каганата, средневекового государства на территории Монголии. Отдельная глава выставки посвящена лошади — главному другу кочевника.

Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана. Фото: Morandi
Фотографы и журналисты Туул и Бруно Моранди в течение почти 20 лет исследовали каждый уголок гигантской территории Монголии для того чтобы уловить душу кочевников и встретиться с владельцами ранчо, которые и сегодня продолжают уникальный образ жизни - кочевое скотоводство, наследие великого Чингисхана.
Фото: Morandi

Раздел о самом Чингисхане демонстрирует его самое известное изображение — портрет, созданный китайским художником в XIV веке, через два столетия после смерти императора. Здесь же представлены культовые объекты — золотые Солнце и Луна XIII–XIV веков. В монгольском шаманизме они являются символами вечного Голубого Неба, силы всего сущего. Кураторы особо отмечают при этом религиозную терпимость, царившую на территории всей монгольской империи.

Наряду с вооружением воина представлены изысканные предметы роскоши: украшения, курильницы, фарфоровая посуда. Еще один раздел рассказывает о торговых путях — таких протяженных, что одним из экспонатов стала шелковая накидка с узором из попугаев и лилий, подаренная монгольскими послами Людовику Святому, королю Франции в 1226–1270 годах.

Исторический музей Нанта, замок герцогов Бретонских
«Чингисхан. Как монголы изменили мир»
До 5 мая

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+