18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Создано природой, увековечено наукой, сохранено собирателем

Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта. Фото: Imperial Royal Geological Institute
Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта.
Фото: Imperial Royal Geological Institute
№117, декабрь-январь 2023
№117
Материал из газеты

Коллекция редких изображений, которые возникли благодаря взаимодействию технологий с природными объектами — от папоротников до метеоритов, представлена в альбоме, изданном в Принстоне. Большинство из этих оттисков сделано еще в XVIII и XIX веках

В книге «Запечатлевая природу» представлена необыкновенная коллекция, собранная одним из авторов этого издания, нью-йоркским книготорговцем Мэттью Цукером. Читателю открывается доступ к фолиантам с природными оттисками 1733–1902 годов. Некоторые страницы воспроизведены в натуральную величину, другие — в виде увеличенных фрагментов, чтобы продемонстрировать интригующие детали изображений. Этот альбом буквально упивается своей тематикой, предлагая всем и каждому получить от нее удовольствие.

Но что такое природная печать? Это важно понимать, поскольку, листая книгу, переходя от просто красивых изображений к потрясающим, не всякий читатель сообразит, чем именно он любуется. Листья с похожими на скелеты прожилками в сепии, приглушенных цветов папоротники с вьющимися усиками, растения с корнями — что за странный гербарий? как это сделано?

Matthew Zucker, Pia Östlund. Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing. Abrams & Chronicle Books; Princeton Architectural Press. 360 с. $100, £75. На английском языке
Matthew Zucker, Pia Östlund. Capturing Nature: 150 Years of Nature Printing. Abrams & Chronicle Books; Princeton Architectural Press. 360 с. $100, £75. На английском языке

Природная печать представляет собой практику печати, прямой или косвенной, непосредственно с поверхности объекта. Таким способом можно «портретировать» не только растения, но и другие предметы. Наряду с изображениями растений в книге встречаются страницы, заполненные отпечатками поверхностей полудрагоценных камней и метеоритов, морских звезд, змеиных шкур и даже летучей мыши.

Альбом рассказывает об истории природной печати, ее разновидностях и технологиях. Более или менее подробно здесь объясняются 45 различных методов печати, обнаруженных в книгах и журналах из коллекции Цукера. Прежде всего методы печати делятся на техники прямого и косвенного оттиска. В простейшем случае прямая печать включает в себя нанесение чернил на поверхность природного объекта и прижимание его к бумаге, хотя это может сопровождаться и другими процессами: например, травлением срезов метеоритов кислотой для выявления рисунка поверхности или использованием техники «разбрызгивания» и цианотипии без применения фотокамеры.

Косвенные методы подразумевают перенос оттисков на печатную форму, клише или литографский камень. Они включают в себя несколько сложных методов глубокой печати, разработанных Алоисом Ауэром (1813–1869), в том числе его Naturselbstdruck («самопечать природы») — общий термин, который сегодня часто применяется к любой природной печати. Ауэр был директором типографии в Вене, он сравнивал свое открытие — «как сама природа обеспечивает процесс печати» — с изобретением письменности или печатного станка Иоганна Гутенберга.

Отпечаток, полученный Францем Лейдольтом, австрийским ботаником, открывшим метод природной печати с агатов и других разновидностей кварца. Фото: Imperial Royal Geological Institute
Отпечаток, полученный Францем Лейдольтом, австрийским ботаником, открывшим метод природной печати с агатов и других разновидностей кварца.
Фото: Imperial Royal Geological Institute

Помимо объяснений методов печати, в книге собраны эссе, которые охватывают буквально всё, что имеет отношение к теме: от вклада, который привнес в природную печать Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, до связи ее с фотографией. Представлен, в частности, перевод эссе Эрнста Фишера 1933 года «Две сотни лет природной печати». «Моя работа — это, пожалуй, первая публикация о природной печати, которую можно считать достоверной», — утверждает он в заключении. Предложен вниманию читателей и собственный текст Ауэра, который он издал когда-то под заголовком «Открытие естественного процесса печати».

Тем не менее можно придраться к оформлению и структуре книги. Блоки иллюстраций, размещенные в начале и конце тома, смещают страницу содержания и указатель с их обычных мест, что затрудняет навигацию. Поиск информации не интуитивен, поэтому пояснения Пии Эстлунд касательно структуры издания обязательны к прочтению. Изображения — самая сильная сторона этого издательского проекта, но не вполне понятно, как сопоставлять их с различными методами печати, описанными в центральной части тома.

При всем богатстве материала книга не представляет собой исчерпывающее исследование. Она базируется на фондах коллекции Цукера, которая начинается с 1730-х годов, и поэтому не включает более ранние примеры, восходящие к Средневековью. И все же невозможно не восхищаться произведениями Алоиса Ауэра, Генри Брэдбери, Иоганна Иеронима Книпхофа, Константина фон Эттингсхаузена и многих других, работавших в тот период, когда природная печать превратилась в серьезный научный процесс. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+