18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Древнее наследие Европы спасают от последствий глобального потепления

Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн. Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
Остров Роз на Штарнбергском озере с остатками доисторических поселений страдает от снега и волн.
Фото: imageBROKER.com GmbH & Co. KG / Alamy Stock Photo
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

ЕС запустил проект «Трикветр» для защиты от гибели объектов культурно-исторического наследия — от древнегреческого города XII века до н.э., который разрушается из-за повышения уровня моря, до затопленных доисторических поселений в германском озере

Проект «Трикветр», получивший почти €4 млн в рамках программы Европейского союза Horizon Europe, будет работать до конца 2025 года. Он объединил 21 организацию из 7 стран: Австрии, Германии, Греции, Италии, Кипра, Польши и Швейцарии. Исследователи отслеживают состояние восьми пилотных объектов, расположенных под водой, в прибрежных и материковых зонах, в число которых входят римская вилла, построенная императором Августом, подводный город XII века до н.э. Эпидавр в Греции и стоящие под водой доисторические дома на сваях в Штарнбергском озере в Германии.

Эксперт ЮНЕСКО по подводному наследию Эдуард Планш рассказал The Art Newspaper, что особую угрозу несут изменения водных течений и химического состава океанов. Из-за повышения уровня моря различные археологические объекты может постичь судьба древнеримского города Байи возле Неаполя, в VII–VIII веках погрузившегося в Средиземное море по мере проседания земной коры из-за опустошения подземных магматических камер. Теперь его могут увидеть только дайверы. «Последствия глобального потепления очевидны по всему миру: крупные пожары, сильнейшие наводнения и резкие колебания температуры, — говорит руководитель проекта «Трикветр» Харалампос Иоаннидис. — Было важно запустить проект именно сейчас».

Сальваторе Мартино, геолог из Римского университета «Ла Сапиенца», работающий над пилотным объектом в итальянском Вентотене, рассказывает, что это первый проект по мониторингу культурного наследия с таким широким географическим охватом. Однако у всех объектов есть кое-что общее. «Все они так или иначе подвержены активному воздействию воды», — объясняет Мартино.

В основе проекта, который получил название трехчастного орнамента, использовавшегося в средневековой архитектуре, лежит трехступенчатая методология. Сначала исследователи выявляют угрозы, которые изменение климата несет для конкретного объекта, затем количественно оценивают серьезность этих угроз и наконец предлагают меры по минимизации их последствий. В этих целях они используют передовые технологии, в том числе космические спутники, гидрологическую съемку, мультиспектральные датчики, многолучевые гидролокаторы и лазерную спектроскопию. Исследователи руководствуются специально разработанной системой поддержки принятия решений (DSS). Цифровая платформа помогает разрабатывать индивидуальные меры по минимизации угрозы для каждого отдельного объекта. Параллельно участники проекта будут вносить информацию о своих исследованиях в специальную базу данных, где с ними смогут консультироваться другие эксперты. Доступ к DSS будет открытым.

В проект «Трикветр» входит несколько стран, не являющихся очевидными политическими партнерами. Так, польская националистическая партия «Право и справедливость», которая, как ожидается, одержит победу на выборах 15 октября, в последние месяцы находится в состоянии конфликта с ЕС из-за миграционной политики. Руководство «Трикветра» считает, что проект может способствовать политическому сближению стран-участниц.

Сегодня из-за изменений климата угроза мировому культурному наследию беспрецедентна. Участившиеся песчаные бури засыпают кропотливо раскопанные вавилонские сокровища в Ираке, а у берегов Средиземного моря археологические памятники разрушаются штормами. В июле «Гринпис» сообщил, что проливные дожди и колебания влажности угрожают древним буддийским фрескам в пещерах Могао — объекту всемирного наследия ЮНЕСКО в китайской провинции Ганьсу. Благодаря проекту «Трикветр» эксперты в области наследия смогут получить уникальные инструменты для защиты этих и других объектов.  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+