18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Леонора Каррингтон и влияние окружающего пространства

Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент. Фото: Wikimedia Common
Леонора Каррингтон. «Дом напротив». 1945. Фрагмент.
Фото: Wikimedia Common
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

Дом детства в Англии, временное обиталище во Франции, богемное жилище в Мексике — эти и другие места стали своего рода персонажами новой биографической книги. Ее автор Джоанна Мурхед, родственница Каррингтон, привносит в тексты немало личного

Гиены, лошади и летучие мыши причудливо сочетаются в художественных и литературных произведениях Леоноры Каррингтон (1917–2011), связанных с бунтом, свободой, страхом. Когда она нашла свой путь, ее растущая приверженность феминизму соединилась с исследованием эзотерических и прочих нетрадиционных учений.

В книге «Сюрреалистичные пространства: жизнь и искусство Леоноры Каррингтон» Джоанна Мурхед делает акцент на семейной связи со своей героиней (Каррингтон была дочерью ее двоюродной бабушки). Нормы поведения эдвардианской Англии не смогли сдержать стремления художницы создать собственный мир.

Леонора Каррингтон в детстве. Фото: Thames & Hudson
Леонора Каррингтон в детстве.
Фото: Thames & Hudson

В возрасте 20 лет тяга к живописи и сюрреализму привела ее к знакомству с Максом Эрнстом — с которым она скандально завязала отношения, несмотря на то что он был женат. Но вмешалась Вторая мировая война, и Каррингтон оказалась в заточении в испанской психиатрической клинике, откуда сбежала через Лиссабон в Нью-Йорк и Мексику.

Мурхед энергично пересказывает эту знакомую историю. Знакомую — потому что она уже использовала ее в своей книге «Сюрреалистичная жизнь Леоноры Каррингтон» (2017). И хотя биография художницы, безусловно, достойна пересказа, в «Сюрреалистичных пространствах» тем, кто читал предыдущую книгу, будет знаком авторский стиль повествования и слышны отголоски прежних фраз. Впрочем, новая книга предлагает много неизвестной прежде информации.

Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке
Joanna Moorhead. «Surreal Spaces: The Life and Art of Leonora Carrington». Thames & Hudson. 256 с.: 80 ил. £30. На английском языке

Мурхед проследила все этапы миграций своей родственницы. Например, приведен подробный рассказ о местах жизни и творчества Каррингтон, от «Постоялого двора „Лошадь на заре“» (название ее автопортрета 1937–1938 годов) до дома 194 по улице Чиуауа, в котором она проживала в Мехико (недавно открытого как дом-музей). В первых главах исследуется семейное прошлое, а между домами детства Каррингтон и ее произведениями установлена несомненная связь. В красках рассказано о чудом сохранившемся доме Les Alliberts во французской коммуне Сен-Мартен-д’Ардеш, который Каррингтон купила и делила с Эрнстом.

Но наиболее сильна Мурхед в повествовании о бунтарских эпизодах из биографии ее героини. Это, кажется, отражает структуру воспоминаний, которыми Каррингтон делилась с ней во время их встреч в последние годы жизни художницы.

Леонора Каррингтон. «Старые девы». Фото: Estate of Leonora Carrington
Леонора Каррингтон. «Старые девы».
Фото: Estate of Leonora Carrington

Каррингтон сопротивлялась теоретическому осмыслению своих работ, поэтому, хотя в книге и цитируется несколько искусствоведов и литературоведов, предпочтение отдается ответам, а не анализу. Это немного парадоксально, так как именно ученые за 40 лет помогли творчеству художницы обрести давно заслуженное место в истории.

Впрочем, такие мелкие придирки вряд ли помешают читательскому интересу к бойкому рассказу о Леоноре Каррингтон, с которой автор открыто себя отождествляет и по чьим стопам следовала — хоть и с осторожностью, но и с воображением. 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+