18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Выставка к юбилею Алексея Щусева открылась в основанном им музее

Алексей Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза. Перспектива, фрагмент фасада. 1928–1929. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Алексей Щусев. Проект жилого дома Коопстрахсоюза. Перспектива, фрагмент фасада. 1928–1929.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
№115, октябрь 2023
№115
Материал из газеты

150-летие великого архитектора в Музее архитектуры отмечают беспрецедентно большой экспозицией, ничего подобного здесь не устраивали уже несколько десятков лет. В процессе подготовки выставки кураторам удалось развенчать несколько мифов о Щусеве

Алексей Щусев (1873–1949) навсегда войдет в историю как создатель самого сакрального советского символа (не только в архитектуре, но и вообще) — Мавзолея Ленина. Один только этот факт дорогого стоит. Однако это действительно всего лишь один факт в богатой биографии Щусева, и выставка стремится охватить всю эту биографию. Размах соответствующий — сразу в двух выставочных пространствах. По словам кураторов, это самый большой проект музея за последние десятилетия. Наследие архитектора разделили примерно на две части.

С одной стороны Щусев предстает перед нами как автор удивительных храмов в изысканном неорусском стиле, с другой — как создатель величественных зданий сталинской эпохи. В Аптекарском приказе показывают его дореволюционное храмовое зодчество (Марфо-Мариинская обитель, церковь Святого Сергия Радонежского на Куликовом поле, Русское подворье в Бари и прочее), в то время как в Анфиладе выставлены проекты гражданской архитектуры. Вторая часть экспозиции более сложная и объемная. Она начинается с ученических лет в Академии художеств, затем рассказывает о первых самостоятельных проектах и, наконец, о самых важных творениях: столичном Казанском вокзале, Мавзолее, гостинице «Москва», ташкентском Государственном театре оперы и балета им. Алишера Навои.

Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель». Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева
Никифор Тамонькин. «Марфо-Мариинская обитель».
Фото: Государственный музей архитектуры имени А.В.Щусева

Как рассказала нашему изданию замдиректора по просветительской деятельности музея Ксения Смирнова, в процессе подготовки пришлось выполнить огромную научную работу по исследованию творчества Щусева. «С ним связано много ложных атрибуций, легенд, сплетен. Мы смогли исправить множество ошибок, ликвидировать темные пятна, развенчать мифы, окружающие Щусева и его творения (например, гостиницу „Москва“)».

В итоге на выставке представлено более 600 экспонатов и 200 выполненных Щусевым проектов. Среди них — проектные графические листы, фотографии, макеты и модели, благодаря которым мы видим эволюцию архитектора к авангарду 1920-х годов и неоклассике 1930-х. Архитектурные экспонаты дополнены редкими живописными работами Щусева, его ученическими произведениями, архивными фотографиями, хроникой и личными вещами. Кроме того, в залах показаны рельефы и лепные детали гостиницы «Москва», снесенной в 2004 году, эскизы росписей фойе ташкентского театра, а также эскизы художников, с которыми архитектор сотрудничал.

Алексей Щусев. Проект Дома Наркомзема. Фасад. 1930. Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева
Алексей Щусев. Проект Дома Наркомзема. Фасад. 1930.
Фото: Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева

Щусев предстает перед посетителями выставки не только как архитектор, но и как ученый, реставратор, градозащитник — и защитник угнетенных, например реставратора Петра Барановского.

Выставку сопровождает обширная просветительская и образовательная программа: лекции, творческие мастер-классы, инклюзивная программа и другие мероприятия, часть из которых пройдет совместно с Центром «Зотов» и будет доступна онлайн благодаря поддержке генерального спонсора выставки — банка ВТБ.

Отдельный раздел посвящен роли Щусева в создании Музея архитектуры. Ведь именно он хлопотал о его основании, стал первым директором и отреставрировал усадьбу Талызиных, где и разворачивается посвященная ему выставка.

Государственный музей архитектуры им. А.В.Щусева
«Алексей Щусев. 150»
До 21 января

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+