18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В перуанских Андах обнаружен древний «громовой танцпол»

Археологам было непросто распознать в обнаруженной ими платформе своего рода усилитель звука для ритуальных танцев. Фото: ORP-PIACI Project
Археологам было непросто распознать в обнаруженной ими платформе своего рода усилитель звука для ритуальных танцев.
Фото: ORP-PIACI Project
№114, сентябрь 2023
№114
Материал из газеты

Молчание доколумбова прошлого прервала найденная платформа для танца, способная имитировать раскаты грома. Археологи полагают, что здесь проходили ритуалы в честь инкского бога грозы и грома: посвященный ему храм располагался поблизости

Археологи нашли в Перу древнюю «звуковую» площадку для танца, сделанную так, чтобы звучать под ударами ног как барабан, посвященный богу грома. Она была обнаружена в историческом комплексе возле Вьехо-Сангайаико в 200 км к юго-востоку от Лимы. Звучащий пол, встроенный в платформу под открытым небом между 1000 и 1400 годом н.э., продолжали использовать при инках (с 1400 по 1532 год) и, возможно, даже в первые годы после испанского завоевания.

«Известно, что танец был важнейшей составляющей андских ритуалов в доколумбову эпоху. Я полагаю, что эта платформа использовалась для усиления естественных звуков, сопровождающих танец», — рассказывает руководитель исследовательского проекта Кевин Лейн, археолог из Института культур (IDECU) Университета Буэнос-Айреса в Аргентине. Результаты исследования, проведенного благодаря финансовой поддержке Фонда имени Герды Хенкель, были недавно опубликованы в Journal of Anthropological Archaeology.

Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы. С платформ открывается вид на гору Уинчокрус, где в доколумбову эпоху стояла церемониальная платформа ушну. «Полагаю, что эти открытые платформы использовались в качестве сцены для ритуалов почитания богов соседних гор, в данном случае Уинчокруса», — говорит Лейн.

Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы. Фото: ORP-PIACI Project
Пол для танца был встроен в одну из двух платформ под открытым небом, располагавшихся, вероятно, неподалеку от инкского храма, посвященного богу грозы.
Фото: ORP-PIACI Project

Он объясняет, что, поскольку в верованиях андских народов божества молнии ассоциировались с дождем и громом, жители Вьехо-Сангайаико могли использовать этот танцевальный пол для имитации звуков грозы. «Весьма вероятно, что аккомпанементом для этих танцев служили барабаны и, возможно, андские духовые инструменты».

Археологи обнаружили звуковой пол для танцев благодаря звукам, которые они услышали, ступив на его поверхность. «Начав раскопки платформы, мы поняли, что она сконструирована специально для усиления звука, — рассказывает Лейн. — Видно, что в платформе выкопали углубление, а затем в него поместили особым образом подготовленные наполнители и поверхности, создающие эффект перкуссии: четыре слоя сушеных фекалий местных животных из семейства верблюдовых, переложенные четырьмя слоями чистой илистой глины».

По словам Лейна, небольшие пустоты в слоях фекалий издавали гулкий низкий звук, когда люди танцевали или топали по поверхности пола, диаметр которого составлял около 10 м.

«Насколько мы понимаем, платформа могла удерживать до 26 человек, танцующих в унисон и производящих громоподобный звук», — говорит Лейн и добавляет, что пыль, поднимавшаяся из-под ног танцоров, могла создавать дополнительный визуальный эффект.

В свете этой находки выдвигаются предположения, что на территории других андских объектов тоже могли быть усиливающие звук приспособления. «Они уже были известны нам по ранним доинкским комплексам вроде Чавин-де-Уантара, но не исключено, что даже в поздний доколумбов период во многих комплексах имелись подобные конструкции», — поясняет Лейн. Кроме того, использование звука недавно было изучено в Уануко-Пампа, еще одном андском комплексе в Перу.

«Звуковая платформа для танца — потрясающая находка, демонстрирующая, что наряду с инструментами для создания музыки могли использоваться человеческое тело и ландшафт, — говорит Лейн. — Ее обнаружение возвращает к жизни звуки прошлого, что ценно, поскольку для нас прошлое по большей части немо».  

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+