18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Боги и танцы Амазонии: Биеннале в Сан-Паулу критикует расизм и негативное воздействие человека на окружающую среду

Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Денилсона Банива. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу, открывшаяся в 35-й раз, называется «Хореографии невозможного» и танцует вокруг острых тем

Биеннале в Сан-Паулу, вторая старейшая в мире после Венецианской, главный художественный смотр Южной Америки, была основана в 1951 году бразильским промышленником Чиччиллу Матараззу спустя всего несколько лет после открытия в 1947 году Музея искусств Сан-Паулу Ассиса Шатобриана (MASP), первого в стране музея современного искусства. В 35-м выпуске биеннале, которая проходит под названием «Хореографии невозможного», танец рассматривается как отправная точка для решения проблем деколонизации, защиты окружающей среды и сопротивления репрессивным политическим структурам.

Впервые в истории биеннале основное внимание уделяется художникам так называемого глобального Юга. Выставка включает более 1 тыс. работ 121 автора, из которых более 80% — цветные. В состав кураторской группы входят бразильский куратор Диана Лима, португальская художница и писательница Града Киломба, бразильский куратор и антрополог Элиу Менезес и испанский художник и куратор Мануэль Борха-Вильель, бывший директор Центра искусства королевы Софии в Мадриде.

«Наша цель состояла в том, чтобы создать биеннале, свободную от категорий и ограничивающих структур, выходящую за рамки географических и геополитических понятий, — пишут кураторы в совместном заявлении. — Мы выбрали децентрализованную систему, сознательно предпочитая не иметь главного куратора и тем самым растворяя иерархические структуры и способствуя равному вкладу всех участников. Мы придерживались этого принципа и при отборе художников».

Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Кинетическая инсталляция Mimenekenu É Lá Tempo Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

«Разнообразие возникло естественным образом — не как преднамеренное усилие, а как отражение многогранной природы нашего современного художественного ландшафта. Мы не обращали внимания на отдельные национальности, признавая, что сама концепция национальности может быть продуктом колониальных и устаревших категорий», — добавляют кураторы.

Выставка открывается несколькими произведениями, созданными специально для биеннале, в том числе кинетической инсталляцией Mimenekenu É Lá Tempo (2023) франко-бразильской художницы Аны Пи и Таата Ква Нкиси Мута Име, верховного жреца религии кандомбле. Работа, состоящая из серии колеблющихся шестов, видеоинсталляций туманных облаков и керамических следов, напоминает ритуальный танец в честь «ориша», божества, связанного с воздухом и ветром. Как и эта работа, некоторые из самых ярких произведений, хотя и потенциально эзотерических для иностранной аудитории, рассматривают переплетение Африки и Бразилии через призму кандомбле и других культов африканских диаспор, которые сформировались в Бразилии, когда порабощенные африканцы — большинство из них происходило из племен йоруба, банту и гбе — начали соединять свои верования с католицизмом португальских колонистов.

Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Даниеля Ли Outres. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Кандомбле широко практиковалась в Бразилии с XIX века, но была официально признана только в 1976 году, и ее адепты долгое время сталкивались с преследованиями. Серия 16-миллиметровых фильмов американской танцовщицы и антрополога Кэтрин Данэм, таких как «Шанго» (1947) и «Прачка» (1956), запечатлела церемонии кандомбле в те десятилетия, когда эта практика была запрещена, показывая посвященных разного расового происхождения, исполняющих ритуальные танцы. Бразильский художник Даниель Ли объединяет визуальные элементы духовного центра кандомбле с элементами буддийских и католических ритуальных пространств и культа умбанды в Outres (2023) — инсталляции из органических материалов вроде спор грибов, которые будут прорастать во время работы выставки, и текстиля, вплетенного в колонны павильона биеннале. Эта работа представляет собой монументальное расширение инсталляции Ли «Безымянные сущности», созданной им в 2022 году в Новом музее в Нью-Йорке. На выставке также демонстрируются видео бразильского художника Луиса де Абреу, такие как «Черная мода» (2006) и «Самба ду криолу дойду» (2004), критикующие миф о расовой демократии в Бразилии, изображая танцевальные представления с преимущественно обнаженными артистами, призванными символизировать стереотипные и расистские ожидания в отношении художественного репертуара чернокожих бразильцев.

Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Roseane Yariana Yanomami
Кадр из фильма Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина»). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Roseane Yariana Yanomami

Несколько других работ исследуют движение в духовном и природном мирах с точки зрения коренных народов Южной Америки, размышляя о состоянии Амазонки, поскольку администрация нынешнего президента Лулы прилагает значительные усилия по борьбе с вырубкой лесов, незаконной добычей полезных ископаемых и посягательством на земли индейцев. За несколько дней до открытия выставки федеральное правительство объявило об уничтожении более 300 нелегальных шахтерских плотов в ходе крупнейшей на сегодняшний день подобной операции в штате Амазонас, родине яномами, коренного народа, практически уничтоженного, когда на их землях в 1940-х годах было обнаружено золото.

Фильм Аиды Харики Яномами «Тхуэ пихи кууви» («Думающая женщина») (2023) представляет собой поэтический документ о племенах яномами. Это наблюдение за приготовлением галлюциногенного нюхательного табака якоана и другими традициями, сохранившимися со времени первого контакта яномами с христианскими миссионерами в 1910-х годах. Серия альбомов автора из числа коренных народов — Габриела дус Сантус Жентила, шамана и активиста из племени тукано — также рассматривает вопрос сохранения древних знаний из Амазонии, включая убедительные рисунки и тексты, документирующие космологию тукано.

Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инталляция Сонии Гомес. Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Другие работы исследуют эту тему через более абстрактный подход, как, например, серия бразильской художницы Сонии Гомес, которая переплетает найденные или подаренные ткани в лирические скульптуры, вдохновленные динамизмом бразильского танца. Еще одним заметным экспонатом на выставке является «Темплу ди Ошала» (1977) бразильского художника Рубена Валентина — инсталляция, состоящая из 20 белых скульптур, ритмом своих геометрических контуров напоминающая литургические афробразильские формы.

Организаторы прогнозируют, что биеннале соберет более 1 млн посетителей, на 250 тыс. больше в сравнении с прошлым годом. Ожидается, что выставка также привлечет рекордное количество иностранных гостей, поскольку Бразилия продолжает развивать международные связи и расширять свое присутствие на мировом художественном рынке. «Хотя нам предстоит пройти долгий путь, мы чувствуем, что эта волна перемен несет нас. Мы надеемся, что эта биеннале повысит осведомленность о богатом историческом и культурном наследии Бразилии», — заявляют кураторы.

Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023. Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo
Инсталляция Рубена Валентина «Темплу ди Ошала» (1977). Биеннале Сан-Паулу. 2023.
Фото: Levi Fanan/Fundação Bienal de São Paulo

Биеннале в Сан-Паулу — вторая в мире по продолжительности после Венецианской биеннале, куратором которой в следующем году станет Адриано Педроза из Бразилии, первый латиноамериканский куратор, когда-либо встававший у ее руля.

Биеннале Сан-Паулу
«Хореографии невозможного»
До 10 декабря

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+