18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Нижний Новгород: обновиться и стать центром притяжения

Пакгаузы на стрелке Волги и Оки. Фото: «Нижний 800»
Пакгаузы на стрелке Волги и Оки.
Фото: «Нижний 800»

В последние годы Нижний Новгород занял одно из центральных мест на культурной карте страны. Выясняем, как нижегородцам удалось переизобрести город и почему сюда нужно приезжать хотя бы раз в сезон, а лучше — чаще

В 2021 году в Нижнем Новгороде было шумно. Шумели городские службы: велось глобальное благоустройство, приуроченное к 800-летию города. Шумели туристы, приезжавшие на многочисленные юбилейные мероприятия. А во второй половине августа зашумел весь город: торжества достигли кульминации. Все, кто побывал на уличных концертах, любовался салютами, световыми фестивалями и инсталляциями, надолго запомнят эти события. Еще больше повезло тем, кто попал на открытие выставок и премьеры спектаклей. Но праздник прошел — а культурная жизнь в городе продолжилась с прежней интенсивностью. И с каждым годом календарь событий в Нижнем Новгороде становится все насыщеннее.

Круглый юбилей, цифра с двумя нулями в конце — это, конечно, исторический шанс. Но им еще надо суметь воспользоваться. Нижнему Новгороду посчастливилось подойти к 800-летию в хорошее время: новое поколение представителей креативного класса вышло на творческий пик, а в руководстве города и области, в местном бизнесе нашлись люди, которые им поверили и поддержали.

К процессам, которые двигают вперед культурную жизнь Нижнего Новгорода, применимо понятие «синергия». Каждая креативная площадка — музей, галерея, театр, фестиваль и так далее — двигается в выбранном экспертами направлении. В какой-то момент эти векторы совпали и вывели город на качественно новый уровень. И сегодня никого из профессионалов не удивляет, например, тот факт, что Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года» получил Нижегородский государственный художественный музей (НГХМ). Формулировка звучит так: «за кардинальное обновление одного из старейших художественных музеев России, освоение новых тем и площадок».

Кардинальное обновление и освоение новых тем и площадок — в целом девиз города сегодня. Здесь сложился центр гравитации, притягивающий идеи, а вслед за идеями сюда потянулась и публика. Мы проанализировали эти процессы вместе с лидерами мнений, представителями арт-сообщества Нижнего Новгорода.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ПАЗЛ: ИНСТРУКЦИЯ ПО СБОРКЕ

Как из отдельных знаковых кейсов складывается качественно новый образ Нижнего Новгорода на культурной карте России? Разбираем историю успеха вместе с теми, кто творит ее прямо сейчас.

Мастер-класс по печатной графике Тамары Шипициной, резидентки студии «Тихая».  Фото: Екатерина Белозерова
Мастер-класс по печатной графике Тамары Шипициной, резидентки студии «Тихая».
Фото: Екатерина Белозерова

Поддержка креативных индустрий

Сеть арт-резиденций в Нижегородской области начала работу в 2023 году. Она объединяет художников, скульп­торов, кураторов, ювелиров, исследователей и представителей других творческих направлений со всей страны. Проект реализуют нижегородские культурные институции с участием экспертного совета при поддержке регионального правительства. Арт-резиденции в регионе проходят волнами — с июня по октябрь. Максимальное время пребывания резидентов составляет один месяц. За этот срок резиденты включаются в жизнь местного сообщества через проведение мастер-классов, лекций, непосредственное общение. Создание сразу нескольких точек гравитации в одном регионе делает проект уникальным не только для Нижнего Новгорода, но и для всей страны.

Кристина Горланова
программный куратор региональной системы арт-резиденций

— В условиях дефицита в стране программ и форм поддержки художников и кураторов организация целой системы арт-резиденций в Нижегородской области делает регион более заметным и интересным для креативной отрасли. Программа, поддерживающая профессиональную мобильность, создает условия для проведения исследований, обмена опытом, реализации художественных проектов. Эффект от таких проектов, помимо мгновенного — увеличения числа публичных мероприятий для жителей, связанных с культурным и творческим досугом, в перспективе поспособствует и появлению новых креативных продуктов и инициатив, импульс которым даст именно взаимодействие местного сообщества с приезжающими специалистами.


Пакгаузы на стрелке Волги и Оки. Фото: «Нижний 800»
Пакгаузы на стрелке Волги и Оки.
Фото: «Нижний 800»

Актуализация архитектурного наследия

Пакгаузы на стрелке Волги и Оки — а точнее, несущие металлические конструкции двух пакгаузов бывшего речного порта — были обнаружены в 2015 году. Градозащитники доказали их историческую ценность: ажурные каркасы служили основой для павильонов Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года. Сегодня пакгаузы превращены в современные культурные пространства: здесь открыты концертный и выставочный залы. В 2022 году проект реконструкции пакгаузов получил семь наград шести российских и международных конкурсов в области архитектуры, культуры и восстановления наследия. Последняя на сегодня награда вручена в августе этого года жюри премии International Architecture Awards 2023.

Олег Беркович
заместитель губернатора Нижегородской области

— Потребовались любовь и внимание жителей и власти к пакгаузам. Удача в том, что их удалось сохранить благодаря общественникам. А затем была долгая и сложная работа с объектом культурного наследия. Через фестиваль искусств «Стрелка» в 2019 году мы показали, как может ожить закрытое 80 лет место. Это была лучшая визуализация будущего культурного центра. Благодаря архитекторам бюро СПИЧ мы получили проработанный до мелочей проект и воплотили его в жизнь.

Синергия любви, созидания, огромной работы и профессионализма на всех уровнях лежит в основе этого уникального кейса. Вообще, вышло по-нижегородски: мы вместе мечтали о выдающемся проекте, о новой жизни Стрелки, о ее большой славе — и сделали это!


Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Фото: Дима Четыре
Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А. С. Пушкина.
Фото: Дима Четыре

Перезагрузка театра

Нижегородский государственный академический театр оперы и балета имени А. С. Пушкина отсчитывает свою историю с 1935 года и все это время остается одним из ведущих театров страны. За последние два года здесь произошли серьезные перемены, обновлены труппа и репертуар, что оценили и зрители, и профессиональное сообщество. В 2022 году жюри всероссийского конкурса «Золотая маска» вручило театру специальную премию «За творческую смелость и командный дух» за работу над спектаклем «Свадьба Фигаро». В этом же году на базе камерного ансамбля La Voce Strumentale был создан оперно-симфонический оркестр, быстро завоевавший известность на лучших концертных площадках России и мира. Благодаря четко поставленным целям и задачам, новой стратегии развития театра, удалось совершить серьезную перезагрузку.

Алексей Трифонов
художественный руководитель Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. А.С.Пушкина

— Театр удалось перезагрузить благодаря двум главным ресурсам. С одной стороны, у нас есть внятная поддержка губернатора Нижегородской области. Без нее мы ничего бы не смогли сделать. С другой стороны — команда. Много новых, талантливых исполнителей пришло, потому что им интересно реализовывать творческие проекты у нас в театре. Главное для меня и нашей команды — творческая заинтересованность всех участников процесса.

Сегодня к нам приезжают люди из Москвы, из Петербурга и с удивлением признают: таких концертных программ и постановок у них дома просто не услышать!


Нижегородский государственный художественный музей. Зарубежное искусство. Фото: Андрей Орехов
Нижегородский государственный художественный музей. Зарубежное искусство.
Фото: Андрей Орехов

Классика и современность

Нижегородский государственный художественный музей — один из старейших российских художественных музеев (основан в 1896 году). Сейчас обновленный музей занимает три площадки (Дом губернатора в кремле с экспозицией русского искусства, Дом Сироткина с западным искусством и новое пространство для русского авангарда), а также курирует галерею в восстановленном историческом Манеже в кремле и Выставочный пакгауз на Стрелке. Недавно открытое пространство на площади Минина и Пожарского вместило выдающуюся коллекцию русского авангарда — произведения таких мастеров, как Наталия Гончарова, Василий Кандинский, Казимир Малевич и другие. В 2023 году музей получил Премию The Art Newspaper Russia в номинации «Музей года».

Роман Жукарин
генеральный директор Нижегородского государственного художественного музея

— Конечно, нам было очень приятно стать «музеем года». И я искренне считаю, что эта победа заслужена не только всем коллективом НГХМ, но и правительством региона. Это результат серьезной и вдумчивой работы по созданию прочных партнерских отношений с директорами столичных и региональных российских музеев. Но дело ведь не в бумажных договоренностях, а в искренней межмузейной дружбе! Мы работаем с художественными музеями Екатеринбурга, Казани, Москвы, Самары, Санкт-Петербурга, Перми. Только за последние месяцы мы показали нижегородцам и гостям нашего города такие уникальные проекты, как «Художник и сказка», «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала», «Пермские боги» и другие. А уже осенью вас ждут новые яркие выставки.


Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал). Фото: Арсенал
Волго-Вятский филиал ГМИИ им. А.С.Пушкина (Арсенал).
Фото: Арсенал

Выход на федеральный уровень

Арсенал — один из самых заметных объектов на культурной карте не только Нижнего Новгорода, но и страны. Три года назад Государственный центр современного искусства (получивший название по местонахождению в здании Арсенала Нижегородского кремля) сменил статус — теперь это Волго-Вятский филиал Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. С 2019 по 2021 год в Арсенале проходили выставка номинантов и церемония вручения «Инновации» — государственной премии в области современного искусства. А с 2023 года заведующая Арсеналом Анна Гор перешла на должность заместителя директора ГМИИ имени А. С. Пушкина по региональному развитию. Из кабинета в Нижегородском кремле она курирует деятельность шести региональных филиалов, а также проекты музея, связанные с современным искусством, которые осуществляются в разных городах страны. Это ли не качественный рост!

Анна Гор
заместитель директора ГМИИ им.А.С.Пушкина по региональному развитию

— «Рецепт влияния» состоит из пяти пунктов. Первый — сформулировать, что ты хочешь получить в самом-самом идеальном случае. Второй — начать это делать. Третий — делать это очень медленно, последовательно, не перепрыгивая через ступени. Четвертый — как можно чаще, интереснее и вдохновеннее рассказывать об этих планах всем своим партнерам. Пятый — когда ты все это сделал, придумать новую цель.


«Сад мечтателей и изобретателей» в Заповедном квартале церкви Трех Святителей по улице Короленко, 15 и 17. Фото: «Нижний 800»
«Сад мечтателей и изобретателей» в Заповедном квартале церкви Трех Святителей по улице Короленко, 15 и 17.
Фото: «Нижний 800»

Городская среда и коллективное действие

Проект «Заповедные кварталы» — общественно-государственное партнерство, которое началось, когда волонтеры-градозащитники заручились поддержкой правительства Нижегородской области. Опираясь на историческое наследие, «Заповедные кварталы» конструируют заново городскую среду — действительно целые кварталы, которые могут сами себя содержать и развиваться, отвечая потребностям горожан в XXI веке. В городе есть запрос на сотворчество, коллективное социально полезное действие. Волонтеры приходят на объекты с вопросом: «А что здесь будет?» Авторы проекта объединяют опыт и ресурсы градозащитников, историков, реставраторов, строителей, проводят исследовательскую работу. Так рождаются уникальные события наподобие оперного фестиваля «Шаляпин на балконе», где история встречается с современностью.

Нина Ершова
руководитель проекта «Заповедные кварталы»

— Наш проект можно описать одним словом — «синергия». Удается учитывать интересы самых разных городских сообществ: градозащитников, правительства и бизнеса. Наш слоган — «сохранение и развитие». Сначала нужно отреставрировать дом, восстановить его форму. Но этого недостаточно, чтобы в дом вернулась жизнь. Отсюда следует другой аспект нашей деятельности — поиск смыслов, способов сделать объект востребованным сейчас. Наша сила — в том, что мы ничего не упрощаем. Сохранение исторической подлинности в деталях и новое функциональное использование, в основе которого — локальные смыслы, превращают сложные объекты с неочевидным будущим в экономический ресурс. И нам повезло: правительство нам доверяет.


Студия «Тихая». Фото: Анатолий Козьма
Студия «Тихая».
Фото: Анатолий Козьма

От мастерской — к галерее

Студия «Тихая» появилась в 2015 году как действительно тихое место в самом центре города, где собирались и работали молодые художники. Через пять лет The Art Newspaper Russia включила основателя студии Артёма Филатова в список 50 самых перспективных художников России, а мастерская трансформировалась в институцию нового типа, где произведение искусства проходит полный цикл — от создания и выставочного показа до дистрибуции и изучения. Руководство студией осуществляется резидентами, которые сотрудничают с местными авторами и приглашают в гости художников из других городов. Попасть сюда можно по предварительной записи, художники сами встречают гостей и проводят экскурсии. Студия «Тихая» по-прежнему тихое место, территория творчества.

Артём Филатов
директор студии «Тихая»

— Студия выросла из мастерских в полноценную институцию меньше чем за пять лет. Главная причина этого процесса: если ты чем-то недоволен, сделай это лучше сам. Художники студии решили развиваться вместе со средой, менять инфраструктуру, делиться опытом, при этом сохраняя камерность своего сообщества. В студии построено уникальное открытое хранение, идет работа с архивом современного искусства и созданы — пусть не идеальные, но значительные — условия для различной художественной работы. Мы не хотели бы оставаться уникальным примером, мы мечтаем заразить широкое художественное сообщество, которое станет триггером к изменению и развитию, в том числе и нас самих.


В выставочном зале предеприятия «Нижегородский гипюр», унаследовавшего традиции строчевой вышивки XIX века по выдергу. Фото: Александр Мерзляков
В выставочном зале предеприятия «Нижегородский гипюр», унаследовавшего традиции строчевой вышивки XIX века по выдергу.
Фото: Александр Мерзляков

Новая жизнь старинных промыслов

У конкурса «Дизайн и ремесло: проСмыслы» актуальная тема и важная миссия. С одной стороны, в Нижегородской области сосредоточено около 30 центров народных промыслов (среди них — такие знаменитые, как хохлома и городецкая роспись по дереву). С другой стороны, потенциал традиционного наследия далек от реализации. Процессы глобализации вызвали обратную реакцию — локализацию, когда национальная, традиционная составляющая в дизайне становится востребованной. По итогам международных биеннале, выставок, конкурсов можно проследить пристальное внимание глобального, мирового сообщества к локальным культурам. Конкурс соединяет потенциал народных художественных промыслов Нижегородской области и приемы актуального промышленного дизайна, предлагает найти новые решения на стыке традиций и современности.

Александра Санькова
директор Московского музея дизайна, куратор конкурса «Дизайн и ремесло: проСмыслы»

— Изучение культурного наследия дизайна, а именно его истоков в декоративно-прикладном и народном искусстве, важно не только для теоретиков и музейных сотрудников. Эти знания дают основу для проектной деятельности во всех областях дизайна, будь то графический, промышленный, фешен- или предметный дизайн. В советское время существовал разрыв связей между дизайнерами и промышленностью. Эта тенденция сохраняется. Участие в конкурсе — это возможность для дизайнеров найти производителей, а для производителей — широко заявить о себе и получить импульс к развитию дальнейших коллабораций и, конечно, бизнес-составляющей.


На международном фестивале INTERVALS. Фото: dreamlaser
На международном фестивале INTERVALS.
Фото: dreamlaser

Медиаискусство в центре города

Одними из самых ярких (во всех смыслах) впечатлений от празднования 800‑летия Нижнего Новгорода для многих стали вечерние световые инсталляции, лазерные шоу и 3D-мэппинг на фасадах зданий. За эту часть программы отвечала студия dreamlaser. К круглой дате студия при поддержке правительства области открыла мультимедиа-арт‑пространство ЦЕХ * площадью более 1000 кв. м в бывшем печатном цехе в историческом здании «Нижполиграфа». ЦЕХ *, высокотехнологичное пространство, по многим параметрам уникальное для России, стал обязательным к посещению для всех ценителей медиаарта, приезжающих в город. Миссия ЦЕХа * — поддерживать диалог между широкой публикой и миром медиаарта, представляя актуальное мультимедийное искусство международного уровня. Этому способствует и ежегодный международный фестиваль INTERVALS.

Андрей Тубольцев
генеральный директор студии Dreamlaser, продюсер фестиваля Intarvals и арт-пространства ЦЕХ *

— В 2019 году мы впервые вывели фестиваль медиаискусства INTERVALS в городское пространство, сделав более десяти площадок с инсталляциями в историческом центре. Это дало мощный толчок популяризации медиаискусства в Нижнем Новгороде. ЦЕХ *, в отличие от фестиваля, работает круглогодично, часто сменяет выставки и тем самым помогает поддерживать интерес к сфере медиаарта на постоянной основе. Здесь же проводятся и образовательные программы для вовлечения зрителей и в теоретическую часть.


СОБЫТИЯ

Сентябрь

II Фестиваль графики
Выставка «Черное зеркало Уильяма Хогарта»
НГХМ | Зарубежное искусство
До 15 октября

Г.-Ф. Гендель. Оратория «Триумф времени и разочарования»
Режиссер Е. Мороз, дирижер Д. Синьковский, оркестр La Voce Strumentale. Солисты: Я. Дьякова, Д. Идрисова, С. Годин, А. Немзер
Концертный пакгауз
23 и 25 сентября

II Фестиваль графики
Выставка «Живу и вижу. Художники и поэты круга Всеволода Некрасова»
Арсенал
До 26 ноября

II Фестиваль графики
Выставка «Линия движется по бумаге и исчезает в лесу»
Арсенал
До 26 ноября

Октябрь

Премьера
П. И. Чайковский. «Евгений Онегин»
Режиссер С. Новиков, дирижер Д. Синьковский, оркестр La Voce Strumentale, хор и солисты
Нижегородский театр оперы и балета
12-15 октября

Персональная выставка Артёма Филатова и Евгения Кузьмичева
Студия «Тихая»
17 октября — 3 декабря

Подведение итогов конкурса «Дизайн и ремесло: проСмыслы»

Ноябрь

II Фестиваль графики
Выставка «Легкое чтение»
НГХМ | Русское искусство
4 ноября — 24 декабря

Премьера
М. Вайнберг. «Золотой ключик»
Хореограф-постановщик А. Каггеджи, артисты балета
Нижегородский театр оперы и балета

Выставка
«Названо Вазари. Маньеризм»
Арсенал
24 ноября — 24 марта

Выставочный цикл «Системная сборка. Нижний Новгород» (совместно с галереей «Триумф», Москва)
Студия «Тихая»
16 ноября — 10 декабря

Декабрь

Зимний праздник света и чудес
Рождественская ярмарка в старинных усадьбах «Заповедных кварталов», 3D-мэппинг от dreamlaser
25 декабря — 8 января

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+