18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

В Великобритании разыскивают исчезнувший пасторальный шедевр Эдварда Боудена

Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Higgins Bedford
Уменьшенная акварельная копия из музея Хиггинса в Бедфорде позволяет получить представление о том, как выглядела оригинальная «Сельская жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Higgins Bedford
№111, май 2023
№111
Материал из газеты

Фонд Ротшильдов объявил в розыск монументальную роспись со сценами сельской жизни, созданную Эдвардом Боуденом для Фестиваля Британии в 1951 году. Эксперты считают произведение знаковым для послевоенного британского искусства

Семейный благотворительный Фонд Ротшильдов начал поиски монументального панно Эдварда Боудена (1903–1989) под названием «Сельская жизнь». Оно выставлялось на Фестивале Британии в 1951 году, но было утрачено спустя десятилетие. Недавно фонд приобрел для Уоддесдона, родового поместья Ротшильдов, другую работу с фестиваля — фреску Джона Пайпера «Дом англичанина», а вместе с нею две работы Боудена. По этому случаю в фонде вознамерились разыскать и «Сельскую жизнь». Поместье Уоддесдон принадлежит британскому Национальному фонду и является одним из самых посещаемых мест в Великобритании. Его директор Пиппа Ширли считает «вопиющим тот факт, что „Сельская жизнь“ — программное произведение Боудена — было настолько недооценено, что ему позволили исчезнуть». И добавляет: «Я все же надеюсь, что оно выжило и просто где-то пылится».

После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена. Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate
После приобретения картины Джона Пайпера "Дом англичанина", еще одной крупной фрески, заказанной для Британского фестиваля 1951 года, Фонд Ротшильдов также хочет найти «Сельскую жизнь» Эдварда Боудена.
Фото: Liss Llewellyn/John Piper Estate

Эдвард Боуден — английский художник и график — важная фигура послевоенного британского искусства. Его наследие включает гравюры, плакаты, обложки книг, но, помимо прочего, он создавал монументальные росписи. «Сельская жизнь» — одна из них. Фрагменты композиции были написаны на 72 листах фанеры и размещались на свободно стоящей панели, сделанной наподобие ширмы-гармошки. Ее высота составляла около 14 м, а ширина — приблизительно 11 м.

Хотя оригинал работы утерян, мы имеем представление о том, как она выглядела благодаря акварельной копии, которая хранится в коллекции Музея Хиггинса в Бедфорде. Верхняя часть «Сельской жизни» расписана изображениями пабов и церквей, загородных домов и коттеджей, лошадей и собак, садовников и шахтеров, сельских жителей за работой и досугом. Внизу панно — серия натюрмортов с продуктами, которые дает сельское хозяйство. Душеприказчик Эдварда Боудена, бывший арт-дилер Пейтон Скипвит считает это произведение «одним из важнейших в послевоенном британском искусстве».

Фестиваль Британии, где выставлялась роспись, задумывался как национальный праздник, символ успешного восстановления после разрухи, принесенной Второй мировой войной. Эпицентром фестиваля стала выставка в лондонском Саут-Бэнке, которая про­длилась пять месяцев. Искусство было важным элементом программы. Недавно сформированный Совет по делам искусств Англии утвердил тогда «Сельскую жизнь» в списке произведений искусства, которые после фестиваля должны были остаться в государственной собственности. Панно разобрали на части и передали на хранение на склад Министерства труда на Барри-роуд в Лондоне.

Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года. Фото: Higgins Bedford
Пабы и церкви, загородные дома и коттеджи, лошади и гончие, садовники и шахтеры, сельские жители за работой и развлечениями - все это представлено гораздо меньшей акварельной версией фрески Эдварда Боудена "Сельская жизнь" для Британского фестиваля 1951 года.
Фото: Higgins Bedford

Дальнейшие события частично восстановлены архивариусом Энн Чоу благодаря рассекреченным правительственным документам из Национального архива. В них отмечается, что «длительное хранение привело к ухудшению состояния работы». Что неудивительно: Министерство труда едва ли было подходящим местом для хранения произведений искусства. Более того, здание на Барри-роуд подлежало сносу в 1961 году.

В деле также записано, что казначейство тогда согласилось передать работу Боудена Беркширскому сельскохозяйственному колледжу, но при условии, что последний заплатит £3 за транспортировку панно. The Art Newspaper недавно связалась с колледжем, но там заявили, что ничего не знают о панелях (при высоте в 14 м их было бы трудно не заметить).

Возможно, «Сельская жизнь» так и не доехала до Беркшира. Боуден как-то написал, что его работа «попала в руки подрядчиков по сносу, которые продали ее танцевальному залу», добавив, что «Совет по делам искусств выкупил ее, но не знает, что с ней делать». В свою очередь, представитель совета заявил нашему изданию, что работа в их коллекции отсутствует. Есть вероятность, что панно просто уничтожили бульдозером вместе со зданием склада Министерства труда. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
4
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
7
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Классик современного искусства, чья выставка «Падшие ангелы» идет в Палаццо Строцци во Флоренции, рассуждает о добре и зле, исчезновении границ в новом мире, уничтожении картин и непостоянстве славы. И еще о том, почему размер не имеет значения
10.04.2024
Ансельм Кифер: «Я разрушаю свои работы, потому что не могу создать шедевр»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+