18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Хрустальные и некоторые прочие грани собирательства

Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.  Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Бокал с надписью «Придворная». Петербургский казенный завод. Начало 1740-х.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
№109, март 2023
№109
Материал из газеты

Издание, в котором Пушкинский музей отдает дань своим дарителям, относится к жанру каталога, что не помешало Елене Долгих и Екатерине Лисицыной подробно и наглядно рассказать в нем об истории стеклянной посуды

Какие коллекции самые хрупкие? Если не брать в расчет собрания современного искусства, которые могут включать что угодно (и кровь, и бананы — в общем, материалы, крайне проблематичные в хранении), то наиболее уязвимы стекло и керамика. Поэтому, взирая на бьющиеся предметы в витринах, мы испытываем неизменный восторг, особенно когда этим вещам несколько веков. То же чувство восхищения от победы над временем посещает и при перелистывании недавно вышедшего каталога стекла из собрания Лемкулей.

«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.
«Художественное стекло. Коллекция Федора и Екатерины Лемкуль. Дар отделу личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина». М., 2023. 408 с.: ил.

Издание подготовлено и осуществлено Пушкинским музеем, где с 1996 года хранится эта коллекция, которую до 18 июня можно увидеть на выставке «Хрупкий мир коллекционеров Лемкуль». Коллекция пополнялась на гонорары мужа — крайне успешного советского иллюстратора, оформившего полторы сотни изданий, многие из которых вы наверняка помните с детства, хоть и не знаете фамилии автора. К 1990-м годам коллекция включала уже около 300 предметов. Пожилая чета была бездетной, и, когда Лемкуль заболел, его жена обратилась к Ирине Антоновой, директору Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, предложив несколько предметов на продажу. Так завязалась дружба, в результате которой супруги приняли решение преподнести свое собрание в дар Музею личных коллекций, открывшемуся в 1994 году. Для этих вещей здесь был отведен отдельный зал.

Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Штоф с изображением аиста и датой «1785 году». Неизвестный частный завод. Россия. 1785.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Но сначала музейные сотрудники несколько месяцев занимались описью и подготовкой экспонатов. Сам Федор Викторович из-за болезни уже не вставал, однако живо комментировал процесс, происходивший в квартире. А вот Екатерина Петровна принимала во всем этом самое активное участие, тем более что именно она многие годы вела картотеку семейного собрания, став настоящим экспертом по художественному стеклу. Когда 81-летний Лемкуль скончался, его вдова смогла довести все процедуры до конца; она умерла ровно через год после супруга — и через полтора месяца после открытия музейной экспозиции. По завещанию Екатерины Петровны в ГМИИ поступило еще несколько предметов, не входивших в коллекцию стекла: керамика, зеркала, мебель.

Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Кубок с изображением охоты на кабана. Северная Богемия. Конец XVII в.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Нынешний каталог, составленный Еленой Долгих и Екатериной Лисицыной, документирует эту коллекцию с помощью великолепных фотографий и тщательных аннотаций. Его основная часть делится надвое — стекло зарубежное и российское. Каждый из разделов предваряется подробным очерком об истории технологий и важнейших производств. Зарубежная часть коллекции начинается с нескольких античных предметов древнеримской эпохи, но по преимуществу состоит из английских, немецких, французских и, конечно же, венецианских изделий XVIII века. Русская часть собрания сосредотачивается на том же столетии, причем, сообразно вкусам Лемкулей, то, что было «после Елизаветы», представлено уже беднее. Перед нами проходит панорама самых сложных узоров, украшающих стеклянные поверхности, — тут и гранение, и вплавление золотых нитей, и множество других технологических чудес.

Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е. Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина
Графин синего стекла. Императорский стеклянный завод. Россия. 1790-е.
Фото: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Приложениями к каталогу служат графические листы Федора Лемкуля, ряд которых также попал в ГМИИ, обширный очерк о супругах и их разветвленном семействе, а еще опись книг из их библиотеки, посвященной теме стекла. Таким образом, превосходно изданный альбом стал своеобразным памятником донаторам музея. Его появление тем более важно сегодня по той причине, что отдел личных коллекций уже долгое время остается закрытым и своими глазами увидеть эту коллекцию пока невозможно. 

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
5
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
6
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+