18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Еврейский музей и центр толерантности отмечает 13-летие

Выставка-трактат Анатолия Зверева о жизни и искусстве открыта в Музее AZ

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ
№108, февраль 2023
№108
Материал из газеты

В фокусе внимания оказались литературные произведения художника, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски и живопись

Это уже 11-й по счету выставочный проект про Анатолия Зверева, подготовленный музеем, носящим его имя. Неиссякаемый энтузиазм директора Наталии Опалевой и ее коллег, с которыми она изучает и пропагандирует наследие художника, а также мастеров его круга и времени, не может не вызывать уважения.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

На сей раз в фокусе внимания оказались литературные произведения Зверева, точнее, сложный микс слов и образов: поэзия, тексты, графический дизайн, карандашные наброски, живопись и прочее. Каждая из этих работ невелика по размеру, но, собранные вместе (на выставке представлено 170 экспонатов), они дают представление о самом что ни на есть непосредственном проявлении таланта. Впрочем, непосредственность — базовая особенность Зверева-творца.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Одним из главных событий выставки стал показ архивного собрания трактатов Зверева, впервые оцифрованных и представленных на суд публики. Прочитав «Трактат о живописи» Леонардо, художник последовал его примеру и сочинил десятки аналогичных текстов.

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

По мнению хранителя музея Натальи Волковой, было бы неверно отделять в них слово от визуальных образов. Искусство Зверева — это «изопоэзия, изолитература». Сочинял ли Анатолий Тимофеевич прозу или рисовал портреты, он оставался виртуозом импровизаций. И этот его талант, как мгновенная заморозка, сохранил и донес до нас его личность и интеллект. Наверное, для многих станет открытием, что Зверев не только неприкаянный романтический гений, рисовавший портреты, как говорится, не приходя в сознание, но что он — наблюдательный ироничный человек, что он легко находил остроумные поэтические метафоры и играючи создавал изумительные по тонкости шрифты.

Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Фрагмент экспозиции «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

Когда видишь шуточное посвящение его «Трактата о живописи» «Румневу Александру Александровичу. Лучшему из лучших, мудрейшему из мудрейших», то буквально слышишь интонацию с подтекстом. Когда видишь, как это посвящение лихо скомпоновано на листе и красиво написано, то вспоминаешь анекдот про Михаила Врубеля из мемуаров Константина Коровина. Врубель так бедствовал, что для заработка подписывал на заказ рождественские открытки. Его шрифты были настолько прекрасны, что у Коровина с Серовым фраза одной открытки — «Левочке привет!» — стала мемом. Многие зверевские изречения тоже хочется разобрать на присказки, и не только из-за шрифтов. «Широкая натура, прекрасные глаза. // Рисует, пишет штурмом // Целые воза» — это он о Пабло Пикассо. «То дамочка усталая, / То модернизма шок» — тоже о картинах Пикассо. Или прозаическое: «Следуя заветам нашего давнишнего друга Леонардо, душа переполняется чувством традиционного».

Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ. Фото: Музей AZ
Выставка «Мой учитель Леонардо» в Музее AZ.
Фото: Музей AZ

К открытию выставки Музей AZ подготовил факсимильное издание «Трактата о живописи» 1959 года, посвященного коллекционеру Георгию Костаки. Трактат опубликован с комментариями известного филолога и текстолога, переводчика и искусствоведа Николая Котрелева.  

Музей AZ
«Мой учитель Леонардо»
До 5 ноября

Самое читаемое:
1
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
В последние годы у музея-заповедника «Парк Монрепо», расположенного в Выборге, началась поистине новая жизнь. Уже пять лет руководит ею директор музея Александр Смирнов, которого мы попросили рассказать о недавних и будущих переменах
05.11.2025
Александр Смирнов: «Парк Монрепо, в отличие от других, не перестраивался»
2
Музей — пространство восстановления и ресурса
Еврейскому музею и центру толерантности исполняется 13 лет. О важном этапе развития институции рассказывают ее генеральный директор Александр Борода и исполнительный директор Кристина Краснянская
17.11.2025
Музей — пространство восстановления и ресурса
3
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
4
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
5
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
И снова Музеи Московского Кремля рассказывают о наших монархах. На этот раз с мрачноватого, но роскошного ракурса: выставка «Последний триумф Петра Великого. Впереди вечность» посвящена тщательно продуманным похоронам императора
05.11.2025
Уйти по-европейски: в чем еще Петр был первым
6
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
В кафе «Изразцы» на территории Музея имени Андрея Рублева вскоре можно будет не только отобедать, но и посмотреть на давшие название кафе экспонаты из музейного собрания
13.11.2025
Трапезная в Музее Рублева: и солянка, и паста
7
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+