18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

У стен есть глаза: как жили и работали художники в Помпеях

«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Художница». Фреска из дома Хирурга. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи
№ 104, сентябрь 2022
№ 104
Материал из газеты

На выставку в Болонье Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, предоставил около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника

Для выставки у коллег Национальный археологический музей Неаполя, где сосредоточены главные находки из засыпанных пеплом городов Помпеи, Геркуланум и Стабии, не поскупился. В Болонью привезут около сотни фресок, многие из которых никогда не покидали запасника. Предыдущие крупные выставки из собрания этого музея, показанные в Нью-Йорке и Оклахоме, были призваны, скорее, дать общее представление о красоте античной живописи. «У среднестатистического итальянца хорошая база знаний о Помпеях, — говорит куратор Марио Гримальди. — Просто показывая помпейские фрески, мы не рассказали бы ему ничего нового. Поэтому мы поставили во главу угла исследование социальной роли художников».

«Три грации». Фреска. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
«Три грации». Фреска. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

О конкретных живописцах I века н.э. известно мало, и их социальный статус, вероятно, был не самым высоким. Плиний Старший, который погиб в Стабиях при извержении Везувия, оплакивал в своей «Естественной истории» ухудшение положения современных ему мастеров. «Тем более достойным уважения оказывается благоразумие древних», — писал он, потому что цивилизация греков так высоко ценила художников, что они считались «общим достоянием мира». Тем не менее Марио Гримальди считает, что есть ряд признаков, по которым можно судить о социальном статусе древнеримских живописцев. «Какие отношения у них были с клиентами? Как оформлялись заказы на публичные и частные работы? Мы можем извлечь подсказки из целого ряда предметов, которые подобны кусочкам головоломки», — говорит куратор.

На выставке будет реконструировано несколько помещений, для которых написаны фрески, чтобы разместить их в первоначальном ансамбле. Они будут показаны рядом с емкостями с пигментами, обнаруженными во время раскопок, подготовительными эскизами, инструментами для рисования, такими так циркуль и отвес, и бытовыми предметами — масляными лампами, кувшинами и вазами.

Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э. Фото: Городской археологический музей Болоньи
Чаша с голубым пигментом. Помпеи. I в. н.э.
Фото: Городской археологический музей Болоньи

«Художники не идентифицировали себя как отдельные мастера, они работали в группах и были, скорее, декораторами, — говорит Гримальди, — однако не стоит считать их положение рабским». Исследования также показали, что рисовать было разрешено и римским женщинам, как в частном порядке, так и профессионально. Есть фрески, изображающие их у мольбертов. «Мир живописи, возможно, был намного более открытым, чем вы можете себе представить», — замечает Гримальди.

Среди самых впечатляющих фресок на выставке — андрогинные «Три грации» из Восточной инсулы (дом, квартиры в котором сдавались внаем), небольшое изображение художницы из дома Хирурга и натюрморт величиной со стену (298 на 447 см) из дома Юлии Феликс в Помпеях.  

Городской археологический музей Болоньи
Художники Помпей
До 19 марта 2023

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+