18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Богатыри из недр Уральских гор в Музее Фаберже

«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото:   Музей Фаберже
«Урал кует победу». 1948. Руководитель: Н.Д.Татауров Исполнители: первые выпускники свердловского ХПТУ №42. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже
№103, июль-август 2022
№103
Материал из газеты

На выставке «Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов» представлено три десятка скульптур из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург). Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики

В Музее Фаберже в Санкт-Петербурге открыта выставка произведений современных екатеринбургских камнерезов. На ней представлено около трех десятков произведений, демонстрирующих мастерство художников и богатство уральских недр. Это работы из собрания Фонда семьи Шмотьевых (Екатеринбург), который уже более десятилетия поддерживает местных мастеров, заказывая им самые крупные и сложные произведения. Основная часть скульптур выполнена в технике объемной каменной мозаики мастерами Камнерезного дома Алексея Антонова и Студии камнерезного искусства «Святогор», которой руководят Григорий Пономарев и Иван Голубев.

«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей». Фото: Музей Фаберже
«Данила-мастер и Хозяйка Медной горы». 1968. Руководитель: Рысин В. Ю. Исполнители: Галати Г., Родыгин А. Музей Уральского техникума «Рифей».
Фото: Музей Фаберже

Работы очень крупные, от 60 до 100 см, выходящие за формат кабинетной скульптуры и тем более фигурок Фаберже, многие из которых можно уместить на ладони. Сложной композицией и бурным движением, обилием мелких деталей и разнообразием фактур они отсылают, скорее, к бронзовой скульптуре XIX века, например к охотничьим сценам Николая Лансере. «То, что мы по традиции называем мастерскими, — поясняет куратор выставки Людмила Будрина, — это большие предприятия (в „Святогоре“, например, более 20 мастеров), которые не могут существовать по „сувенирной“ модели. Такие предприятия всегда были предметом меценатской заботы, начиная с ренессансных мозаик и фигур, которые заказывали Медичи, и заканчивая шедеврами из дрезденских „Зеленых сводов“, созданных по заказу Августа Сильного». Действительно, даже мощнейшая фирма Карла Фаберже делала уникальные пасхальные яйца по заказам царской семьи и более простые миниатюрные произведения — на продажу.

Сложные монументальные фигуры богатырей на конях и их схватки с драконами, показанные в музее, получили бы все призы политехнических выставок, популярных на рубеже XIX–XX веков, так как демонстрируют все то, чем по традиции гордилась страна: славную историю, богатство, преодоление технологических сложностей. После предметов Фаберже и выставок Алексея Денисова-Уральского, прославляющих национальных камнерезов, мастерство работы по поделочному и полудрагоценному камню казалось утраченным, пока не начало возрождаться в ­1990-х в Петербурге и Екатеринбурге. На самом деле традиционные приемы (а не только вырезание бус и грибочков) сохранялись и в советское время — подтверждением этому служит учебная работа 1948 года «Урал кует победу», где соединяются мозаика объемная, плоская и коллекция самоцветов в виде минералогической горки.

«Воевода». 2019.  Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых. Фото: Музей Фаберже
«Воевода». 2019. Студия камнерезного искусства «Святогор». Автор модели, камнерез: Иван Голубев. Шлифовщик: Альберт Клевакин. Фонд семьи Шмотьевых.
Фото: Музей Фаберже

Благодаря поддержке семьи Шмотьевых современные мастера не ограничены в материалах и времени и создают произведения фантастического богатства и сложности. Массивная фигура Ильи Муромца (студия «Святогор») в кольчуге из кремня восседает на черном коне из долерита, который скачет по сугробам из снежных кристаллов арагонита, основание скульптуры из кованой стали сохраняет следы молота. Добрыня Никитич (Камнерезный дом Алексея Антонова) в плаще из красной яшмы разит Змея Горыныча из зеленого кварцита, который почти парит в воздухе, а его тонко вырезанные кожистые крылья сквозят на просвет.

Кроме описанных скульптур, буквально иллюстрирующих русские сказки, на выставке есть и другая группа работ. В них главным становится диалог с камнем, веками ценившееся у мастеров умение разглядеть в нем живое. Основой для головы «Воевода» (студия «Святогор») стал огромный кристалл горного хрусталя с корочкой из серебристых кристаллов хлорита. Радужные переливы вспыхивают в трещинах кварца, освещая сумрачное лицо воина. Из хрупких игл кристаллов талько­хлорита и арагонита проступает тонкое хрустальное лицо «Снегурочки».

Эти работы дополнены более традиционными предметами кабинетного размера «Русских типов» — жанровыми фигурками пастушков, детей на саночках, скомороха.  

Музей Фаберже, Санкт-Петербург
«Русский эпос в камне. Произведения современных уральских камнерезов»
До 29 сентября

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+