18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Мраморы Парфенона могут на время вернуть в Афины

Мраморный рельеф с северного фриза Парфенона. Фото: The British Museum
Мраморный рельеф с северного фриза Парфенона.
Фото: The British Museum

Британский музей предложил Греции вариант выставочного сотрудничества, который мог бы сгладить острый конфликт вокруг скульптур, вывезенных в XIX веке

После многих лет жесткой оборонительной позиции в общении с Грецией, требующей возвращения фрагментов Парфенона — так называемых мраморов Элгина — на историческую родину, Британский музей выбрал более примирительную интонацию. Заместитель директора музея Джонатан Уильямс предполагает, что на горизонте может появиться новое соглашение о «культурном обмене» с Грецией.

Десятилетиями официальные лица музея отказывались от переговоров, настаивая на том, что британский парламентский акт 1963 года не позволяет изъять древние предметы, привезенные лордом Элгином в Великобританию в начале XIX века и находящиеся в Британском музее с 1817 года. Но недавно в интервью газете Sunday Times Джонатан Уильямс сказал: «Мы призываем к активному партнерству на тему Парфенона с нашими друзьями и коллегами из Греции. Я твердо верю в то, что есть место для действительно динамичного и позитивного разговора, в рамках которого можно найти новые варианты совместной работы».

В заявлении Британского музея говорится: «Мы предоставим на время скульптуры, как и многие другие предметы, тем, кто захочет показать их публике по всему миру, при условии бережного экспонирования и гарантий возврата».

Скульптуры Парфенона, как отмечает Уильямс, «неотъемлемая часть Британского музея, они здесь уже более 200 лет». В то же время, по его словам, Лондон стремится «изменить температуру дебатов», допустив возможность предоставления мраморов во временное пользование. «Нам нужно найти возможность двигаться вперед в области культурного обмена на том уровне, который до сих пор не был возможен. Есть много замечательных вещей, которые мы были бы рады предоставить на выставки», — заявил замдиректора. Он также высказался против идеи, чтобы музей показывал вместо оригиналов 3D-копии: «Люди приходят в Британский музей увидеть настоящую вещь, не так ли?»

Взамен Греция может предоставить Великобритании для временного экспонирования свои главные шедевры, говорится в сообщении Sunday Times. Но, насколько эту идею удастся воплотить, неизвестно, поскольку Греция долгие годы упорно настаивает на том, что скульптуры должны быть возвращены именно навсегда.

Экспозиция в Британском музее, где демонстрируются скульптуры Парфенона. Фото: The British Museum
Экспозиция в Британском музее, где демонстрируются скульптуры Парфенона.
Фото: The British Museum

В июне председатель попечительского совета Британского музея Джордж Осборн неожиданно заявил, что «необходимо заключить сделку» по возврату мраморов Парфенона с Грецией, что вывело давний спор на новый виток. По мнению Элени Вассилика, бывшего хранителя древностей в Музее Фицуильяма в Кембридже, «аргументы против возвращения мраморов Элгина теперь несостоятельны». С ней не согласен археолог Марио Трабукко делла Торретта, который полагает, что отправка скульптур в Афины «только накормит зверя идеологии и националистического мифа».

В отличие от Великобритании, другие страны не столь непреклонны в вопросах реституции, которая позволила бы воссоединиться фрагментам величайшего шедевра античной архитектуры. Так, в этом году итальянский Региональный археологический музей Антонино Салинаса в Палермо на Сицилии согласился вернуть фрагмент Парфенона в Грецию в рамках соглашения об обмене с афинским Музеем Акрополя.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
7
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
В Нижнем Новгороде идет «ПНИ. Самая закрытая выставка России». Мы постарались на месте разобраться с тем, по какую сторону забора психоневрологических интернатов обитаем
10.04.2024
«Самую закрытую выставку России» можно увидеть в Нижнем Новгороде
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+