18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тандемы и цены

Владимир Дубосарский. «Поцелуй (Горько!)» из серии «Свадьбы». 1991. Фрагмент. Фото: Vladey
Владимир Дубосарский. «Поцелуй (Горько!)» из серии «Свадьбы». 1991. Фрагмент.
Фото: Vladey
№99, март 2022
№99
Материал из газеты

Сколько стоят работы художников поодиночке, когда арт-дуэты распадаются, и меняются ли цены на их произведения, созданные в соавторстве, после того, как период совместного творчества завершается

Традиции коллективного творчества прочно укоренены в истории искусства, а ХХ век знает немало громких арт-дуэтов: британские классики перформанса Гилберт и Джордж, мастера художественной «упаковки» Христо и Жанна-Клод, основатели соц-арта Комар и Меламид и многие другие. Часто это супружеские пары (так, в соавторстве работают Илья и Эмилия Кабаковы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, «МишМаш» — Миша Лейкин и Маша Сумнина), но бывают и исключительно творческие тандемы: Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Recycle Group в составе Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, «ЕлиКука» — Олег Елисеев и Евгений Куковеров.

И те и другие союзы время от времени распадаются, и их участники отправляются в свободное плавание. Тогда, как и в случае с музыкальными группами, чья-то сольная карьера рано или поздно идет в гору, а кто-то может никогда не достичь того успеха, которым пользовался коллектив авторов. Марина Абрамович стала живым классиком современного перформанса, собрала все возможные награды в художественном мире и удостоилась престижных музейных ретроспектив уже после того, как рассталась с художником Улаем, в том числе как с соавтором. Однако статистика арт-рынка (точнее, аукционных продаж) беспощадна: как правило, цены на произведения, созданные в тандеме, намного превышают — иногда в разы — стоимость работ тех же авторов, которые были созданы ими поодиночке.

Гилберт и Джордж. Forward. 2008. Фото: Courtesy of the artists and White Cube
Гилберт и Джордж. Forward. 2008.
Фото: Courtesy of the artists and White Cube

Лидеры рейтинга «Топ-50 самых дорогих ныне живущих художников России» по версии The Art Newspaper Russia, опубликованного в октябре 2021 года, Виталий Комар и Александр Меламид (занимают 3-е место в списке) работали вместе на протяжении трех десятилетий, с 1972-го до середины 2000-х (примерно до 2003 года), когда поссорились и прекратили общение. Их самым дорогим произведением считается картина «Встреча Солженицына и Бёлля на даче у Ростроповича», созданная в начале сотрудничества, в 1972 году. Она была продана на лондонском аукционе Phillips в 2010 году буквально за миллион долларов (£657,25 тыс.). И это не единичный случай. Их работы 1970–1980-х годов в стилистике соц-арта стабильно уходили на торгах в Лондоне и Нью-Йорке за сотни тысяч долларов. Впрочем, один из участников этого арт-дуэта — Александр Меламид — и в одиночку попал в десятку, то есть занял 10-е место в том же рейтинге со своей картиной «Кардинал Жозе Сарайва Мартинш» (2007), проданной на торгах Phillips в Лондоне в 2008 году за $251 тыс. (£145,25 тыс.). Однако это, скорее, исключение, подтверждающее правило. Больше в базе данных продаж его картин на публичных торгах не числится, хотя Меламид активно выставляется (в России несколько выставок прошло в галерее JART). Что касается Виталия Комара, то у него продаж на зарубежных и российских аукционах намного больше, но цены на живопись все-таки не превышают десятков тысяч долларов. Дороже всего была продана безымянная работа 1967 года на московском аукционе Vladey — за $48,7 тыс.

Комар и Меламид. «Что делать?». 1983. Фрагмент. Из серии «Ностальгический соцреализм». Фото: Sotheby's
Комар и Меламид. «Что делать?». 1983. Фрагмент. Из серии «Ностальгический соцреализм».
Фото: Sotheby's

Среди фигурантов того же рейтинга есть и Александр Виноградов с Владимиром Дубосарским, точнее, результаты их коллективного творчества. Они заняли 6-е место в этом списке после того, как их произведение Big Paradise 1994 года ушло с молотка за $302,3 тыс. (£239,4 тыс.) на русских торгах Sotheby’s в Лондоне летом прошлого года. Они работали вместе в 1994–2014 годах, и их монументальные живописные полотна в стилистике соцреализма, часто на абсурдные или непристойные сюжеты, пользовались популярностью и отлично продавались. Кульминацией их коммерческого успеха стал 2007 год, когда картины дуэта уходили на торгах аукционного дома Phillips/Phillips de Pury за сотни с лишним тысяч фунтов. Именно тогда, в частности, был продан «Ночной фитнес» (Night Fitness) 2004 года за £132 тыс. при предварительной оценке в £15–20 тыс. Свою роль тут сыграло и то, что это был золотой период для рынка русского искусства, когда цены в принципе были на пике. Всего через семь лет каждый из художников начал строить самостоятельную творческую карьеру, у каждого из них за эти годы состоялись персональные выставки в музеях и галереях. Сейчас в московской галерее ILONA–K artspace проходит выставка Владимира Дубосарского «Дедушкины сказки», где представлены живопись и графика из серии «1001 вид моря» и проект «В мире животных» (до 22 апреля).

Что касается цен, то в последние годы живопись Дубосарского уходит почти исключительно на аукционах Vladey за $16–20 тыс., графика или тиражные работы — за десятки тысяч рублей (как и живопись малого формата на торгах «Литфонда»). Примерно тот же порядок цен мы видим и на работы Александра Виноградова, выставлявшиеся на аукционы в минувшие несколько лет.

Владимир Дубосарский. «Без названия». Из серии «В мире животных». 2021. Фото: ILONA-K artspace
Владимир Дубосарский. «Без названия». Из серии «В мире животных». 2021.
Фото: ILONA-K artspace

Другой вопрос, который интересует коллекционеров не меньше: меняются ли цены на созданные в тандеме произведения после того, как творческий союз распадается? Логично предположить, что цены должны расти, ведь больше работ под этим «брендом» не появится. Однако, например, с середины 2010-х впечатляющих цен на работы Комара и Меламида на аукционах мы не видим, как, впрочем, не видим и их знаковых и значимых работ. Так что эффект повышения интереса и, как следствие, цены на работы, созданные в соавторстве, заметен обычно сразу или еще несколько лет после того, как арт-дуэт распадается. В последние годы продажи произведений тандема Виноградов — Дубосарский стабильны и в России, и за рубежом (в том смысле, что они редко остаются непроданными). Однако вне рекордов, то есть если не считать продажу на Sotheby’s прошлым летом, их работы уходят в очень широком диапазоне от $15 тыс. до $70 тыс.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
6
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+