18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Краснодеревщик французских королей и мечта коллекционера

№97
Материал из газеты

Вышел завершающий том богато иллюстрированного издания, посвященного работам великого мебельного мастера Жан-Анри Ризенера. В новой книге рассказывается об увлечении его шедеврами, охватившем британских, а позже и американских коллекционеров

Монументальный пятилетний труд завершается томом, который содержит описание предметов мебели королевского краснодеревщика Жан-Анри Ризенера (1734–1806) из трех крупных британских коллекций: Собрания Уоллеса, поместья Уоддесдон и Королевской коллекции. В них хранятся великолепнейшие образцы работ Ризенера, превосходят которые только те его вещи, что рассеяны по французским музеям (Версаль, Компьень, Лувр, Фонтенбло, Шантийи).

Материал в книге преподнесен необычно: основное внимание уделено не истории создания предметов, которая хорошо известна благодаря прежним каталогам, а мебели как таковой. Исследуются техника изготовления, древесина, особенности украшения.

Впрочем, подход этот не так уж нов. Он встречался в качестве эксперимента и в каталоге «Мюнхенская резиденция» с фотографиями ящиков и каркасов мебели из бывшего дворца баварских правителей, и в первом томе каталога Музея Гетти, где значительное место уделено сообщениям реставраторов, мнение которых порой противоречит взглядам искусствоведов. За последние два десятилетия именно реставраторы внесли значительный вклад в исследование мебели, что связано с развитием научного инструментария: дендрохронологии, методов точной идентификации экзотической древесины, анализа минеральных красителей и так далее. Выросло поколение реставраторов, обладающих научной уверенностью и соперничающих с историками искусства.

Но ценность этой книги не ограничивается техническими исследованиями — ее авторы стремились прояснить и текущее состояние знаний о Ризенере. Хотя глава, посвященная его биографии, вряд ли содержит новые сведения (ключевые документы уже были опубликованы в работах Франсуа де Сальверта и Пьера Верле), Кристиан Болез прояснил некоторые обстоятельства, связанные с семьей мастера. Его единственный сын Анри-Франсуа предпочел стать художником, а не наследовать мастерскую отца-краснодеревщика. А одна из четырех падчериц от первого брака впоследствии стала матерью живописца Эжена Делакруа.

Кроме того, Болез развеивает старый миф о том, что дело Ризенера погубила Великая французская революция. На самом деле за счет продаж собственности эмигрантов и приговоренных к смерти их многочисленные кредиторы, включая прославленного мебельщика, могли получить свои деньги обратно. У Ризенера появились наличные средства, которые он, опасаясь инфляции, быстро вложил в недвижимость. Именно это превращение из ремесленника в рантье положило конец деятельности великого мастера. Ризенер перебрался в центр Парижа, где поселился на улице Сент-Оноре вместе со второй женой Мари-Анной-Шарлоттой Грезель, с которой развелся незадолго до своей смерти в 1806 году.

Во втором разделе книги, посвященном британским и американским коллекционерам, Руфус Берд рассматривает мебельные приобретения короля Георга IV в историческом контексте. Оказывается, до 1817 года в Британии имя Ризенера было неизвестно. Поскольку британские клиенты 1780-х годов, очевидно, не общались напрямую с мастером, работавшим для двора и по заказам самых именитых аристократов, предметы мебели его авторства приобретались ими через крупных торговцев. Хелен Джейкобсен исследует судьбу мебели Ризенера на британских рынках XIX века. Аналогично тому, как Эженом Виолле-ле-Дюком был создан «улучшенный» средневековый стиль, появился и «улучшенный Ризенер». Например, на Всемирной выставке 1867 года в Париже копии, сделанные Грое, считались технически превосходящими оригинальные предметы мебели Ризенера и украшавшие их бронзовые детали работы Пьера Гутьера. В 1880-х, как рассказывает Ульрих Лебен, крупными предметами мебели Ризенера с королевским провенансом в Британии интересовался Фердинанд де Ротшильд. Ценители из нового поколения коллекционеров появились и за океаном.

Наряду с необходимостью выявить характерные черты не поддающегося определению стиля Ризенера, пока остаются без ответа и другие вопросы. Например, как была организована работа в его мастерской? Что стало с предметами ореховой мебели, которую Ризенер поставлял в королевское хранилище? Остается вопрос и о субподрядчиках, то есть мебельщиках района Фобур-Сент-Антуан, к которым обращался мастер при выполнении монарших заказов. Но пока не составлен всеобъемлющий каталог его работ, значение первой серьезной монографии о Ризенере трудно переоценить.

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
3
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
4
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
В галерее Филипа Молда выставили на всеобщее обозрение первый официальный портрет короля Карла III, презентация которого состоялась накануне в Букингемском дворце. За сутки работа Джонатана Йео успела обрасти мемами
16.05.2024
Резонансный портрет Карла III представили на выставке
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+