18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Джон Констебл, экспериментатор на склоне дней

№97
Материал из газеты

Этот живописец знаменит, но прежде внимание нечасто фокусировалось на последнем периоде его творчества. Теперь появилась монография «Поздний Констебл», вышедшая к одноименной выставке в Королевской академии художеств в Лондоне

Опоздание в профессиональной карьере, похоже, с самого начала неотступно преследовало Джона Констебла (1776–1837). Его главный конкурент и почти ровесник Уильям Тернер (1775–1851) уже в 1796 году выставил полотно в Королевской академии художеств, тогда как Констеблу еще только предстояло поступить туда учиться. И лишь в 1829 году, в возрасте 52 лет, он был избран полноправным академиком. Вот и нынешняя монографическая выставка «Поздний Констебл», которая впервые фокусируется на финальном периоде его творчества (Королевская академия художеств, Лондон, до 13 февраля), и одноименная книга тоже в некотором смысле «запоздали», как отмечает президент академии Ребекка Солтер в предисловии к изданию.

Во вводной статье специалист по Констеблу Энн Лайлз пишет, что в отношении этого художника определение позднего периода может быть проблематичным, даже субъективным. «Касается ли это возраста, этапа творческого развития, отказа от прежних подходов или всего вместе?» — задается вопросом она.

В книге отсчет нового периода ведется с картины «Скачущая лошадь» 1825 года, и заканчивается он с внезапной смертью Констебла в возрасте 60 лет. В эти годы, как утверждает Лайлз, художник кардинально отходит от «правды природы», что характеризовало его раннее творчество, и обращается к подчеркнуто синтетической форме живописи. Одновременно он разно­образит свои творческие приемы и предметы изображения — стоит упомянуть хотя бы картину на современную историческую тему «Открытие моста Ватерлоо» (1832, Тейт). Как отмечает другой исследователь, Мэтью Харгрейвз, Констебл всегда уделял большое внимание акварели, но при этом полагался на гравюры как на средство продвижения его искусства. Обретя академический статус, он заново, в экспериментальном духе, пересмотрел собственные эстетические связи со старыми мастерами.

Если тематика позднего Констебла сдвинулась в сторону консервативного и традиционного — вспомним «живописность» картины «Пшеничное поле» (1826, Национальная галерея, Лондон), служащей, по словам художника, «усладой глаз», и «возвышающий душу» «Солсберийский собор с лугов» (1831, Тейт), — то его стиль и техника стали еще более экспрессивными и нетрадиционными. Бесспорно, самым волнующим (с искусствоведческой точки зрения) и радикальным аспектом позднего стиля художника с его намеренной динамичностью является живописная манера, которая, по словам Лайлз, стремится передать «движение и постоянную переменчивость самой природы». Это создает впечатление, что художник спешит реализовать свои замыслы, но, чем больше экспериментирует, тем меньше способен оставить картины в покое. Перегруженность полотен, создававшихся им под конец жизни, неизбежно привела к известной «конфронтации» между Констеблом и Тернером, наблюдавшейся на ежегодной выставке в Королевской академии в 1832 году.

Творчество Констебла становилось все более взвинченным с середины 1820-х — после ряда смертей: сначала его близкого друга, доктора Джона Фишера, потом его наставника Джорджа Бомонта, а затем и любимой жены Марии в 1828 году. Эта кончина нанесла по нему сокрушительный удар. Смерть и воспоминания — главные темы книги «Поздний Констебл». 

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
3
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
4
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
5
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
6
Дрезден — место, где изобрели красоту
Иоганн Вольфганг фон Гёте писал, что столица Саксонии возродила в нем желание думать об искусстве. Если с гением сработало — сработает и с вами
03.05.2024
Дрезден — место, где изобрели красоту
7
Звезды на Met Gala 2024
Институт костюма Метрополитен-музея провел традиционный Met Gala, который можно назвать увертюрой к открывающейся вслед выставке о моде
07.05.2024
Звезды на Met Gala 2024
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+