18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Турбинный зал Тейт Модерн заполнили гигантские парящие роботы

Американская художница Аника Йи создала для Тейт Модерн семью «аэробов», которая реагирует на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров. Еще одной составляющей инсталляции стали запахи

Два вида «умных» роботов обосновались в элитном жилье на берегу Темзы — Турбинном зале Тейт Модерн. Эти летающие сферы, носящие название «аэробы», создала нью-йоркская художница Аника Йи. Населяющие пещероподобное пространство объекты делятся на планулы (по форме похожие на луковицу) и ксенодузы (с разноцветными щупальцами). Вдохновленные обитателями океана и грибами, эти наполненные гелием формы перемещаются по воздуху благодаря роторам и маленьким аккумуляторам. По словам Йи, все вместе они создают в музее «экосистему», взаимодействуя с окружающим пространством и посетителями и демонстрируя индивидуальное и групповое поведение.

Появление этой необычной парящей семьи стало возможным благодаря немыслимому объему работы и технологий. При создании летательных аппаратов специалисты использовали программное обеспечение, позволяющее каждому роботу двигаться в воздухе по собственной уникальной траектории. Это обеспечение, носящее название «программа искусственной жизни», генерирует для летающих сфер огромное количество потенциальных траекторий, тем самым симулируя непредсказуемые процессы, происходящие в живой природе. Технологии такого рода обычно используются в научных исследованиях, но иногда их применяют и для создания реалистичных спецэффектов и анимации.

Роботы реагируют на окружающее пространство и находящихся в нем людей при помощи электронных сенсоров, расположенных в разных частях Турбинного зала. Передаваемые сигналы влияют на них и индивидуально, и как на группу. «Аэробы общаются друг с другом непонятными нам способами. Это как танец пчелы или феромоновый след муравьев», — говорится в пресс-релизе Тейт Модерн.

Йи не только возвращает машины — правда, совершенно иного толка, чем когда-то стоявшие тут турбины, — в пустое чрево Турбинного зала, центрального пространства бывшей электростанции, но и использует их для того, чтобы поставить под вопрос наши представления об интеллекте и о мозге как его основном передатчике. «Искусственный интеллект в основном функционирует как сознание без тела, но живые организмы узнают очень многое о мире через ощущения, — рассказывает она. — Знания, получаемые из телесного опыта, из взаимодействия с другими созданиями и с разными типами окружающей среды, называются физическим интеллектом. Что если искусственный интеллект мог бы обучаться через ощущения? Могло бы у машин развиться собственное восприятие мира? Могли бы они стать независимыми от людей? Могли бы они обмениваться информацией с растениями, животными и микроорганизмами?»

Еще один элемент работы Йи — это запахи: художница «ваяет» воздух, создавая, по ее собственному выражению, «аромаландшафты». Как и поведение роботов, сочетание запахов, распространяемых в помещении, будет меняться на протяжении выставки. Йи подбирала запахи, вдохновляясь историей района Бэнксайд, где находится Тейт Модерн. В их числе ароматы моря докембрийского периода (самого раннего периода истории Земли), растительности мелового периода (около 145 млн лет назад), специй, которые использовались в надежде побороть чуму в XIV веке, и запах угля и озона периода промышленной революции. «Йи интересует политика воздуха и влияние, которое на нее оказывают смена установок, неравенство и осознание экологических проблем, — объясняет пресс-релиз. — Пространство не пусто, оно заполнено воздухом, от которого все мы зависим».

«Йи создает незабываемые инсталляции, используя новейшие научные идеи и экспериментальные материалы самым неожиданным образом, — подчеркивает директор Тейт Модерн Фрэнсис Моррис. — Результат не только воздействует на наши ощущения, но и работает с фундаментальными вопросами современности, касающимися взаимоотношений человечества с природой и технологиями».

Тейт Модерн, Лондон
«Hyundai Commission. Аника Йи: влюбиться в мир»
До 16 января 2022 (вход бесплатный, по предварительной записи)

Самое читаемое:
1
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
В год 180-летия со дня рождения Николая Римского-Корсакова музей-квартира композитора представляет камерную выставку, в центре которой два сценических костюма — Снегурочки из одноименной оперы и морской царевны Волховы из оперы «Садко»
06.05.2024
Костюмы, придуманные Врубелем для жены, — подлинный дар любви
2
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
Наверное, нет жанра, который был бы более любим и русскими художниками, и русской публикой, чем пейзаж. Именно пейзажу посвящена выставка в Музее Тропинина, охватывающая период с конца XVIII до начала XX века
07.05.2024
Выставка русского пейзажа, не тронутого индустриализацией
5
Минкульт: кто на новенького?
На место Ольги Любимовой претендуют четверо: актер, дирижер, журналист и экономист
02.05.2024
Минкульт: кто на новенького?
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Помимо основного проекта и павильонов, на Венецианской биеннале есть и огромная параллельная программа выставок. Наши корреспонденты выбрали из них самые интересные, важные и примечательные
02.05.2024
10 выставок, которые стоит увидеть на Венецианской биеннале
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+