18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Марина Абрамович возвела в Бабьем Яре «Стену Плача» из кристаллов

Мемориал, посвященный холокосту, символически перекликается с иерусалимской Стеной Плача. Он был открыт на торжественной церемонии главами Украины, Германии и Израиля

Знаменитая перформансистка Марина Абрамович по приглашению украинского Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» возвела на его территории инсталляцию. Создание памятника приурочено к 80-летию с момента массовой казни нацистами 34 тыс. киевских евреев 29–30 сентября 1941 года. За два последующих года число расстрелянных здесь возросло до 70–100 тыс. человек.

Абрамович прилетела в Киев для начала работ над возведением инсталляции в конце июля. «В Бабьем Яре чувствуешь невероятные эмоции и большую грусть, начинаешь рассуждать не только о том, что произошло с исторической точки зрения, но и о нашей человеческой природе. Почему мы, люди, должны быть дикими? Почему мы должны убивать, пытать? Почему делим людей на „нас“ и „их“? Кто такие „они“ и кто такие „мы“? Мы все — люди. Но почему история повторяется снова и снова? Когда ты идешь в Бабий Яр, начинаешь представлять тысячи и тысячи людей в одном месте и чувствуешь, будто идешь с ними», — рассказала тогда художница.

«Стена Плача» стала одним из крупнейших арт-объектов Европы, возведенных в последнее десятилетие. Одновременно возле нее могут находиться около 40 человек. Символически она связана с древней иудейской святыней — Стеной Плача в Иерусалиме.

Инсталляция представляет собой стену длиной 40 м и высотой 3 м, созданную из антрацита и инкрустированную 93 кристаллами кварца. Антрацитовый уголь украинский, а кристаллы, символизирующие энергию, доставлены из Бразилии. Гостей мемориала приглашают касаться стены, чтобы почувствовать силу камней.

«Посетители взаимодействуют с кристаллами, расположенными на уровне головы, груди и живота. Это взаимодействие направлено на восстановление связи частной памяти с коллективной через ощущения тела», — гласит описание памятника на сайте мемориала.

О выборе ключевого материала для сооружения объекта Абрамович рассказывала так: «Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно… Это не только стена плача над тем, что произошло, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение — это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее».

Официальная церемония открытия первой очереди мемориала, частью которой стала инсталляция, состоялась 6 октября. На ней выступили президенты Украины, Израиля и Германии Владимир Зеленский, Ицхак Герцог и Франк-Вальтер Штайнмайер.

До конца года на территории мемориала будет открыто первое музейное пространство — «Курган», разработанный берлинской архитектурной компанией SUB, сообщает сайт проекта. Там будет воспроизведена история расстрелов 29–30 сентября 1941 года с помощью технологии 3D-моделирования. Кроме того, уже представлен ряд объектов: символическая синагога «Место для размышлений», аудиовизуальная инсталляция «Зеркальное поле» с именами жертв, аудиоинсталляция на «Дороге Скорби», серия инсталляций «Взгляд в прошлое». В числе планируемых объектов — Музей истории забвения трагедии во времена СССР в бывшей конторе еврейского кладбища (архитектурное бюро OFFPOLINN) и ландшафтный горизонтальный музей.

Председатель наблюдательного совета Мемориального центра холокоста «Бабий Яр» Натан Щаранский заявил на торжественной церемонии, что здесь будет воздвигнут музей мирового уровня. «Это очень амбициозный проект. Мы хотим создать символическое место, место, где собирались стереть память, а теперь это будет храм памяти, это будет место образования, науки, правды», — сказал он.

Мемориальный центр холокоста «Бабий Яр» официально был основан в 2015 году. Одним из членов его наблюдательного совета является бизнесмен и филантроп Виктор Пинчук, регулярно входящий в списки 100 самых влиятельных людей в искусстве по версии британского журнала ArtReview. В прошлом году Мемориальный центр холокоста подписал меморандум о сотрудничестве с правительством Украины.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
3
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+