18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Современное искусство покажут на плато Гиза

Российский художник Александр Пономарев станет одним из участников грандиозной интернациональной выставки Forever Is Now, которая пройдет в эпицентре древнеегипетской цивилизации

Впервые за 4,5 тыс. лет плато Гиза у подножия пирамид наполнится искусством — так представляют свой амбициозный проект организаторы выставки современного искусства Forever Is Now. Выставка, которая откроется 21 октября, организована ассоциацией Art D’Égypte и проходит под патронажем ЮНЕСКО, она будет бесплатной и дополнена серьезной образовательной программой. В составе участников — французский граффитист и фотограф JR, итальянский скульптор и киноактер Лоренцо Квин, американская художница Гизела Колон, российский художник, автор сайт-специфичных инсталляций Александр Пономарев, бразильский писатель и режиссер Жуан Тревизан. Очевидно, проект будет выходить за рамки чистого изобразительного искусства; впрочем, к contemporary art он вообще вряд ли применим.

«Каждый год мы показываем современное искусство в разных исторических местах Египта, — рассказала Надин Абдель-Гафар, организатор и учредитель ассоциации Art D’Égypte. — Мы уже делали это в Каире — в Египетском музее на площади Тахрир, во дворце Маниал, на исторической улице Аль-Муиз в сердце города. Но мы решили, что пора переходить к более крупным формам. Главная цель нашего проекта — показать влияние древней цивилизации Египта на художников всего мира, от Пикассо и Джакометти до наших современников. Мы хотели дать художникам возможность вступить во взаимодействие с этой цивилизацией».

В соответствии с такой концепцией кураторский совет и выбирал проекты; художники получили материалы о Древнем Египте и должны были подхватить идею диалога. Название Forever Is Now, которое можно перевести как «Вечность существует сейчас», апеллирует к образу пирамид, которые простояли 5 тыс. лет и являются для человечества примером стойкости — тут надо помнить о том ударе, который нанесла туристической экономике Египта пандемия.

К слову, Египет, почти лишившийся туристов, не сдается. Об этом рассказал на презентации проекта Art D’Égypte, которая прошла в ГМИИ им. Пушкина, Захи Хавасс — крупнейший египетский археолог, генеральный секретарь Египетского совета по делам древностей, патрон выставки Forever Is Now. Всем запомнился прошедший весной «Золотой парад фараонов», когда 22 мумии древних правителей страны переместили из каирского Египетского музея в Национальный музей египетской цивилизации. Трансляцию этого шоу посмотрели миллионы людей, и это стало, как сказал Захи Хавасс, «важным посланием Египта миру». Совсем скоро специальным представлением откроется доступ к аллее сфинксов, соединяющей храмы Луксора и Карнака. В 2022 году в стране разными зрелищными событиями планируется отмечать юбилей открытия гробницы Тутанхамона, часть их захватит и Москву.

Российский художник Александр Пономарев, принимающий участие в выставке Forever Is Now, кажется для этого фигурой идеальной: он работает на стыке разных медиа и дисциплин, в его произведениях смешиваются стихии и важна категория времени. Он, в прошлом моряк, известен в первую очередь как автор идеи и комиссар Первой Антарктической биеннале современного искусства и первого национального павильона Антарктиды в Венеции. Под его руководством в венецианском канале всплывала субмарина, в Баренцевом море исчезал целый остров и остов корабля оказывался в песках Марокко.

Как рассказал Александр Пономарев, его инсталляция для выставки в Гизе называется «Уроборос» и отсылает к солнечной ладье бога Ра, бесконечно перемещающейся по небу. Этот подвижный объект сейчас уже собирают на верфях Александрии. В состав инсталляции также входит иероглифическое панно, содержащее выдержки из знаменитого поучения гераклеопольского царя своему сыну Мерикара (это собрание мудростей, которое отражает египетские представления о людях и мире вокруг) и текстов из гробниц древних египтян Ченти, Хуфухотепа и Несемнау — начальника некрополя, архитектора и врача. Все эти тексты представлены в научных публикациях российских исследователей (работать с ними художнику помогал Максим Лебедев, руководитель Центра археологии Нильской долины Института востоковедения РАН). Для реализации проекта используются новаторские архитектурные технологии — например, печать на керамике. Совместно с художником галерея Surface Lab Art нанесет иероглифические тексты и змею Уроборос, кусающую себя за хвост, на основание инсталляции.

«Чем больше важнейших площадок будут показывать русских мастеров не в политическом, а в художественном контексте, чем больше наших деятелей культуры и коллекционеров будут предлагать российских художников западному зрителю, тем серьезнее будет российская художественная „среда обитания“, тем выше будут капитализация этой среды и стремление новых участников в нее влиться», — подчеркнула Наташа Ахмерова, основатель агентства Mars Dreams, амбассадор России и Швейцарии на выставке Forever Is Now.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+