18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Петроремонт: пять возвращенных интерьеров Петербурга и пригородов

Реставрационные работы, которые ведутся в Северной столице и ее окрестностях, по-прежнему поражают. Вот список самых важных открытий за последний год

Александровский дворец в Царском Селе (август 2021 года)

До 2008 года последнюю резиденцию царской семьи занимало военно-морское ведомство. Реставрация началась спустя несколько лет после передачи здания Государственному музею-заповеднику «Царское Село». И вот наконец сохранившиеся интерьеры резиденции Николая II отреставрировали, а утраченные — восстановили в мельчайших деталях по многочисленным фотографиям и документам. Текстильное декоративное убранство воссоздали по образцам, хранившимся в фондах музеев-заповедников «Царское Село» и «Павловск». Удалось вернуть на прежнее место некоторые исторические предметы мебели, аналоги недостающим подобрали из коллекции музея. Получившаяся экспозиция теперь заметно выделяется среди анфилад петербургских императорских дворцов. Это интимные, камерные комнаты, говорящие скорее о повседневном быте, чем о роскоши, ассоциирующейся с парадными покоями Романовых.

Малая церковь Зимнего дворца (май 2021 года)

Малая церковь во имя Сретения Господня была построена в императорском дворце Бартоломео Растрелли в 1768 году и полтора столетия использовалась для частных богослужений царской семьи. В советское время здесь размещалась реставрационная мастерская Эрмитажа. Иконостас, конечно, был разобран, роскошное убранство в духе барокко ликвидировано. Однако в наши дни оказалось, что в 1940-е годы сотрудники музея не сбивали исторический декор, а прятали под краской и штукатуркой. Головки херувимов из папье-маше нашлись в фондах и вернулись на место. Потолочный плафон «Сошествие Святого Духа» Николая Майкова удалось расчистить. Отреставрирован паркет. Иконостас, впрочем, решили не реконструировать: пришлось бы создавать полный новодел, так как из 16 исторических икон, находившихся здесь, сохранилось только 2 (в коллекции Русского музея). Ныне Малая церковь используется в качестве выставочного зала, в ней развернута экспозиция православных богослужебных облачений.

Михайловский замок (май 2021 года)

На протяжении многих лет Государственный Русский музей владел только половиной Михайловского замка; в другой части размещалась Центральная военно-морская библиотека, которая ныне переехала в здание бывшей временной тюрьмы на площади Морской Славы. После того как военные наконец освободили помещения, музейщики приступили к реставрации. В итоге в обновленном виде предстали Воскресенский и Тронный залы, галерея Арабесок, а также апартаменты камер-фрейлины Протасовой. Особенно парадным получился первый из них — тот самый Воскресенский зал, где в марте 1801 года было выставлено для прощания тело первого владельца замка, императора Павла. Здесь удалось восстановить облицовку стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссоздать плафон и камины. Из фондов музея на место вернулись две из четырех огромных картин, заказанных Павлом: «Взятие Казани Иваном Грозным» и «Призвание Михаила Федоровича Романова на царство» Григория Угрюмова.

Екатерининский дворец в Царском Селе (апрель 2021 года)

Самый легендарный российский интерьер — это, очевидно, утраченная Янтарная комната. Второе место занимает Лионский зал из парадной анфилады Екатерининского дворца. Он был создан архитектором Чарльзом Камероном и входил в число личных апартаментов императрицы Екатерины Великой, а позже стал любимой парадной гостиной императрицы Марии Александровны. На его отделку пошло 2,5 т лазурита. Во время Великой Отечественной войны от него, как и от других помещений дворцов в Царском Селе, остались голые кирпичные стены. При реставрации, которая велась с 2017 года, лазурит из Афганистана пришлось привозить заново. В музее сохранилось несколько предметов оригинальной меблировки. Завершающим этапом реставрации было возвращение исторического паркета с перламутром, амарантом, розовым деревом. Этот паркет во время войны был вывезен нацистами, обнаружен в 1947 году и возвращен в Царское Село и той поры хранился в фондах, разобранный на щиты. Сборка его заняла около полутора лет.

Юсуповский дворец (декабрь 2020 года)

Реставрация дворца на Мойке шла в течение восьми лет. Общая сумма средств, потраченных за это время, приближается к миллиарду рублей. Последними апартаментами, приведением которых в порядок завершились работы, стали Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная и Персидская (Восточный будуар). Их архитектором, скорее всего, является Ипполит Монигетти. Любопытно, что комплекс сохранившихся будуарных комнат является уникальным: обычно дамские апартаменты так не берегли. Самым очаровательным из этих образцов второго рококо середины XIX века является Туалетная комната, декорированная с использованием фарфора. Правда, орнаментальная резьба стеновых панелей и плафона фарфор здесь только имитирует, а на самом деле выполнена в технике мастики.

Самое читаемое:
1
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
В этом году музеи мира (и особенно Франции) проводят юбилейные выставки импрессионистов. Наша газета рассказывает о важных экспозициях и вспоминает о неизгладимом впечатлении, которое произвел импрессионизм на отечественное искусство
19.04.2024
150 лет под впечатлением от Моне и Ренуара
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
Во Флоренции, в палаццо Питти, только что открылась экспозиция «Свет и цвет» — первая часть проекта «Узбекистан: авангард в пустыне», которая впервые в таком объеме показывает практически неизвестное западному миру художественное явление
16.04.2024
Премьера авангарда из Узбекистана на мировой сцене проходит во Флоренции и Венеции
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+