18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Почти феминистки, но всё еще музы

Выставка «Музы Монпарнаса» в ГМИИ затрагивает вопросы женской эмансипации и творческой самореализации, но не пытается оспаривать традиционную роль женщины — музы и верной соратницы

Кураторская команда Пушкинского музея — первый заместитель директора Мария Салина, куратор коллекции нового французского искусства Алексей Петухов, хранитель музейной коллекции скульптуры XIX–XX веков Наталья Кортунова совместно с французскими искусствоведами Сильви Бюиссон и Ириной Лебель — в «Музах Монпарнаса» решила напомнить, с чего начиналась женская эмансипация в искусстве и как она стала возможной.

Выставка включает более 50 произведений живописи и графики, около двух десятков скульптур, произведений декоративно-прикладного искусства, а также архивные фотографии, письма и альбомы межвоенного двадцатилетия ХХ века. Она знакомит с художницами парижского района Монпарнас, в том числе с «амазонками русского авангарда» — кубистическими экспериментами Любови Поповой, Александры Экстер, уникальными студенческими рисунками Надежды Удальцовой. Экспозиция завершается утверждением сюрреализма на европейской художественной сцене 1920–­1930-х годов — нуарными фотографиями француженки Клод Каон и соблазнительными образами Кики с Монпарнаса, созданными Ман Рэем. Большинство произведений предоставлены частными коллекционерами России, Европы и США, а также привезены из собраний Музея современного искусства города Париж, Лионского музея изящных искусств и Музея Камиллы Клодель и выставляются в Москве впервые.

Бывший директор Музея Монпарнаса, куратор Сильви Бюиссон во вступительной статье каталога отмечает, что в начале ХХ века на десять профессиональных художников приходилась всего одна художница. Поэтому большое место в экспозиции отведено вопросам художественного образования и доступу к нему девушек. Парижские академии — Ла Палетт, Филиппо Коларосси и де ла Гранд-Шомьер — представлены в качестве островков свободы для творческой самореализации начинающих художниц. Ученическим годам Камиллы Клодель, Анны Голубкиной и Веры Мухиной посвящен второй зал, с их скульптурными работами и эскизами.

Графика и скульптура французской художницы еврейского происхождения Ханы Орловой занимают значительную часть зала. Ее цементный бюст художника Александра Яковлева перекликается с его портретом сангиной художницы с сыном. Кураторы подчеркивают революционный настрой и независимость представленных авторов, освоивших традиционно мужские области художественного производства.

Следующий зал экспозиции посвящен женской солидарности в искусстве — Салону женщин-художников, с громкими именами эмансипированных парижанок Жаклин Марваль и Тамары Лемпицкой. Произведениям в стиле кубизм, коллажам и куклам русско-французской художницы Марии Васильевой отведен еще один зал.

Лейтмотивом выставки стали трагические взаимоотношения «гения и музы», раскрывающиеся на примере творчества Камиллы Клодель и Огюста Родена. Соня Делоне, несмотря на прославленного мужа, представлена в качестве самостоятельного автора — дизайнера-авангардиста и модельера. Здесь можно познакомиться с ее эскизами костюмов к балету «Клеопатра» и дизайнерскими предметами одежды 1910–1930-х годов.

Даже несмотря на монографические залы Марии Васильевой и Сони Делоне, женщина-художник все равно продолжает играть отведенную ей роль музы, на что указывает само название экспозиции. Выставка, с одной стороны, затрагивает вопросы женской эмансипации и творческой самореализации, но с другой — не пытается оспаривать традиционную роль женщины — музы и верной соратницы.  

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–ХХ веков, ГМИИ им. А.С.Пушкина
«Музы Монпарнаса»
До 3 октября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+