18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Искусство по краю Красной площади

Перед фасадом ГУМа на Красной площади до конца лета работает выставка паблик-арта «Красный сад»

Восемь монументальных скульптур от известных художников замерли у самой кромки русского сакрального места — площади государственных триумфов. Проект, организованный компанией Bosco в рамках направления «ГУМ-Red-Line» по презентации современного искусства и фестивалем «Архстояние» при поддержке «Интеко», объединил весьма достойных авторов. Его кураторами выступили Марина Федоровская и Антон Кочуркин.

Лауреат Госпремии (1995) и Премии им. Репина (2014), а также номинант Премии Кандинского (2014) Ринат Волигамси (р. 1968) сделал монументальный объект в виде большой канонической пятиконечной звезды. Авторский ход состоял в том, чтобы деконструировать этот символ советской власти, перепутав размер и расположение звездных лучей. Восьмиконечная звезда-мутант стала похожа на противотанковый еж, что подчеркнуто и материалом — ржавой (а на самом деле устойчивой к атмосферной коррозии) кортен-сталью. Может быть, это и не фига в кармане по отношению ко всей Красной площади, но определенная ирония в образ заложена. И не только в этот образ.

Дизайнер и скульптор Роман Ермаков (р. 1985) создал экспонат из яиц разной формы и размеров. Возможно, кто-то назовет их шарами или гигантским горошком, но вообще-то это яйца анфас и в профиль. В русском языке немало идиом, описывающих власть через яйцо: «мериться яйцами», «железные яйца», «кто главнее — курица или яйцо». Весьма иронично — воплотить эти подтексты в белоснежном, сверхпрочном стеклопластике и назвать «Стабильная композиция». Баланс яиц действительно ведет к стабильности, и не только в скульптуре.

Размышления о власти есть и в работе знаменитого московского концептуалиста, лауреата Премии Кандинского (2015) Андрея Филиппова (р. 1959). Он сделал «Гномон», солнечные часы, только вместо шеста, отбрасывающего тень, у него половина имперского двуглавого орла. В течение дня за счет тени эта гербовая птица или восстанавливается в привычных очертаниях о двух головах, или, наоборот, уполовинивает свое имперское величие. Впрочем, по таким часам можно просто наблюдать время, не ломая голову над возможными подтекстами.

«Наше все», создатель арт-парка в Никола-Ленивце Николай Полисский (р. 1957) сплел из веточек колонну в классической комплектации, с базой и антаблементом. Если учесть, что колонна — знак классического искусства вообще (и в этом качестве колонну, например, любили использовать архитекторы-постмодернисты — как осколок мощной, но, в общем-то, неактуальной истории), то колонна, сплетенная будто какая-нибудь корзина, — это, конечно, сильное снижение пафоса, веселый образ.

Как и гигантская голова Александра Македонского — произведение одного из пионеров медиаарта Аристарха Чернышева (р. 1968). Оригинал этой головы резца великого Лисиппа до нас не дошел, в наличии лишь копия эллинистического времени, которая хранится в Археологическом музее в Стамбуле, но главное не в этом, а в том, что вот есть такая голова великого завоевателя древности, она брошена без особого почтения на траву и мерцает огоньками вечной перезагрузки. Это такая мягкая рефлексия по поводу памяти о великих правителях: кем они были и как их образ употребляют потомки.

Художники Василиса Прокопчук и Евгений Брагин создали «Непроходимую чащу» — инсталляцию из подвешенных на металлической конструкции осин, тем самым буквально воплотив идиому «блуждать среди родных осин». (Услужливый Google подсказывает, что выражение «язык родных осин» ввел в наш обиход Тургенев и это означает непритязательный, наивный литературный стиль.) Но работа не о наивности, а об инклюзии — доступности искусства. В феврале нынешнего года «Непроходимая чаща» победила в открытом международном конкурсе на арт-объект для «Архстояния», обойдя 250 конкурентов. Художникам нет и 30, участие в «Архстоянии» и в «Красном саду» — весомая строка в их творческой биографии.

Идеолог стрит-арта Дмитрий Аске представил скульптуру в супрематическом ключе — языческую богиню Макошь, держащую в руках голубую оглоблю-небосвод. Макошь — единственная женщина в пантеоне славянских божеств, что, очевидно, должно звучать в унисон с нашими современными феминистическими взглядами. Ее приобрела компания Boscо и после выставки установит перед своей мануфактурой в Калуге. Остальные же произведения обретут прописку во дворах новостроек «Интеко», в современных жилых комплексах, доказывая их уникальность и повышая тем самым стоимость квадратных метров.

Если подытожить — что нам Гекуба, то есть «Красный сад»? Симпатичное летнее мероприятие, прекрасно подготовленное и на 150% отыгранное в прессе. От всего этого не ждешь каких-то интеллектуальных прорывов, это искусство очень причесанное, нейтральное, аккуратное, стоящее по струнке. И в данном случае расположение объектов «Красного сада» по кромке Красной площади символично. Художники, принявшие участие в проекте, как мы видим, пытались какие-то дополнительные фрондерские подтексты в своих работах зашифровать, но вряд ли публика, фланирующая по Красной площади, будет об этом задумываться.

Красная площадь, 3
«Красный сад»
До 12 сентября

Самое читаемое:
1
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
Долгострой, длившийся с 2007 года, закончен. Сначала новое здание будет работать как общественное пространство, а в ноябре там откроется первая выставка — «Передвижники»
26.03.2024
В Москве завершено строительство нового корпуса Третьяковки
2
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
Произведения якобы Василия Кандинского, Казимира Малевича и Наталии Гончаровой, связанные с именем висбаденского арт-дилера Ицхака Заруга, стали доказательством в весьма запутанном деле
03.04.2024
Коллекция русского авангарда с сомнительным провенансом конфискована французскими властями
3
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
Старейшая из ныне действующих ярмарок искусства «Арт Москва» открылась в Гостином Дворе. Тема 21-го выпуска сформулирована как «Со-бытие». Организаторы постарались украсить салонный контекст интеллектуальными инфоповодами
17.04.2024
Со-бытие без события: «Арт Москва» похожа на дорогую барахолку
4
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
Юбилейная экспозиция в ГМИИ им. А.С.Пушкина выстроена по хронологическому принципу и прослеживает эволюцию творчества Владимира Вейсберга от раннего, «цветного» периода к каноническому «белому на белом»
01.04.2024
Стоик, фанатик, визионер: выставка к 100-летию Владимира Вейсберга
5
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
В 2022 году МАММ закрылся на капитальный ремонт. Его директор Ольга Свиблова надеялась справиться быстро, но работы затянулись на полтора года. В апреле наконец случится долгожданное открытие — музей готовит к нему восемь проектов
05.04.2024
Мультимедиа Арт Музей готов к открытию после затянувшегося ремонта
6
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
Научным консультантом проекта «Узбекистан: авангард в пустыне» об avant-garde orientalis в Венеции и Флоренции выступила Зельфира Трегулова
26.03.2024
Две выставки советского авангарда из Узбекистана пройдут в Италии
7
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
После капремонта МАММ вновь открывается для публики. Рассказывая о ходе работ, его директор Ольга Свиблова даже расплакалась, вспомнив, как прежде приходилось расставлять ведерки и тазики по залам во время дождя. Теперь таких проблем быть не должно
11.04.2024
Ольга Свиблова открыла Мультимедиа Арт Музей со слезами на глазах
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+