The Art Newspaper Russia
Поиск

Номер 18 может стать первым номером

Супрематическое полотно Казимира Малевича из коллекции семьи художника выставлено на торги в Лондоне после участия в ретроспективе в лондонском музее

На вечернем аукционе импрессионизма и искусства ХХ века Sotheby’s в Лондоне 24 июня будет представлена Супрематическая композиция № 18 Казимира Малевича 1915 года из семьи художника. Это одна из пяти картин, переданных наследникам Малевича в 2008 году амстердамским Стеделейк-музеем в результате мирового соглашения.

Абстрактная композиция входила в число работ, отобранных самим художником для берлинской выставки 1927 года. В июне того же года Малевичу пришлось вернуться в Советский Союз, но его картины остались на хранении в Германии. Художнику было отказано в последующих поездках на Запад, и он скончался в 1935 году в СССР. Позднее картина Супрематическая композиция № 18 была передана на хранение немецкому архитектору Хуго Херингу, который продал ее муниципальному музею города Амстердама. В 2004 году наследники художника подали в суд, оспаривая законность владения музеем произведениями Малевича. В результате четырехлетней тяжбы пять вещей из собрания амстердамского музея были возвращены наследникам. Последние, в свою очередь, согласились отозвать иск и не претендовать на другие полотна Малевича, которые также хранятся в голландском музее (Стеделейк располагает самой большой коллекцией Малевича за пределами России).

Сразу было понятно, что работам суждено попасть на рынок, как это часто случается с произведениями искусства, полученными по реституции. Действительно, не прошло и полугода, как одна из работ оказалась на аукционе. Осенью 2008 года другое полотно, Супрематическая композиция 1916 года из того же источника, уже появлялось на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке. Тогда, в разгар кризиса, картина была продана за рекордные для художника и для всего русского искусства $60 млн.

На этот раз специалисты аукционного дома оценили супрематическую композицию одного из самых прославленных художников ХХ века более осторожно, в £20–30 млн ($30–45 млн).

Выставленная на торги 24 июня картина участвовала в самой первой экспозиции супрематической живописи в ноябре 1915 года в Москве. В 1927 году Малевич лично участвовал в показе работы Супрематическая композиция № 18 на выставке в Берлине, где западноевропейская публика впервые получила возможность познакомиться с творчеством русского авангардиста. Последний раз картина экспонировалась в 2014 году в рамках ретроспективы в Тейт Модерн в Лондоне, после чего представители Фонда Бейелера (Швейцария) обратились с просьбой предоставить Супрематическую композицию № 18 для участия в предстоящей реконструкции эпохальной петербургской выставки 0,10. Та экспозиция стала поворотным моментом в истории современного искусства: именно на выставке 0,10 в 1915 году в Петербурге Малевич впервые представил свою беспредметную живопись, которую назвал «супрематизмом».
За последние 25 лет лишь три значительные работы Малевича были проданы на аукционах: помимо продажи 2008 года на Sotheby’s за $60 млн, следует вспомнить аукцион Phillips в Нью-Йорке 2000 года, когда другая картина супрематического периода была продана за $15,5 млн. Незадолго до того она также была передана наследникам нью-йоркским Музеем современного искусства по решению суда (тогда родственники Малевича получили из MoMA шесть работ своего великого предка).

Еще один резонансный случай — продажа знаменитого полотна Черный квадрат (четвертый вариант, 1932 года) из коллекции Инкомбанка. После финансового кризиса 1998 года Банк России отозвал лицензию у компании, банк был признан банкротом, а культурные ценности, находившиеся в его собственности, были реализованы на публичных торгах аукционного дома «Гелос».

Однако главный шедевр корпоративной коллекции, Черный квадрат, до аукциона не дошел, а был выкуплен государством в апреле 2002 года за смешную сумму в $1 млн, которая была предоставлена для покупки работы, ныне находящейся в Эрмитаже, Владимиром Потаниным. В той сделке много странного и таинственного: и обстоятельства продажи, и цена, и выбор музея (не Русский музей или Третьяковская галерея, где традиционно выставляется русское искусство).

С аукциона «Гелос» 13 апреля 2002 года, завершившего распродажу коллекции банка, ушли еще две работы Малевича, правда фигуративные, а не абстрактные: Автопортрет и Портрет жены, они были проданы за $600 тыс. и $90 тыс. соответственно. Разумеется, сейчас все эти суммы не могут служить ориентирами при оценке реальной стоимости живописи Малевича.

По иронии судьбы громкая продажа работ Казимира Малевича почти всякий раз сопряжена с очередным экономическим кризисом в России. В 2008-м глава компании Sotheby’s в России и СНГ Михаил Каменский очень надеялся, что выставленная на торги картина вернется в Россию, ведь у нас в музейных собраниях всего 18 супрематических произведений художника. Однако покупатель, который приобрел работу за назначенные $60 млн (других претендентов на нее не было), к России отношения не имел.

Теперь у российских коллекционеров появилась новая возможность заполучить подобную работу.

В то же время Казимир Малевич — один из немногих русских художников, чьи имя широко известно за пределами отечества и чьи работы высоко котируются коллекционерами во всем мире. Не случайно оба раза Sotheby’s принимал решение выставить его работы на аукционы импрессионизма и модернизма, а не в рамках недели русского искусства. Супрематическая композиция № 18 уже была показана в конце мая в Гонконге (с 28 по 31 мая) и будет представлена на предаукционной выставке в Лондоне с 18 июня. Можно рассчитывать, что работа вызовет интерес покупателей из самых разных стран.

Материалы по теме
Просмотры: 3300
Популярные материалы
1
Венецианскую живопись от Тьеполо до Каналетто и Гварди покажут в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка станет первым опытом равнозначного совмещения русской коллекции и итальянской.
19 июля 2018
2
Полторы комнаты Бродского превращаются в полторы квартиры
Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей.
18 июля 2018
3
Десять часовен на острове
Ватикан на 16-й Архитектурной биеннале в Венеции выступил рачительным заказчиком и реализовал проекты архитекторов.
19 июля 2018
4
Искусство, которое заводится ключом
Осенью на Солянке для широкой публики откроется новый частный музей музыкальных инструментов и антикварных редкостей «Собрание», представляющий коллекцию бизнесмена и мецената Давида Якобашвили.
19 июля 2018
5
Дмитрий Цаплин: скульптор, не вписавшийся в эпоху
Дмитрий Цаплин имел больший успех в Европе, чем в СССР, а в наши дни его наследие стало жертвой криминала. После долгих мытарств уцелевшие работы оказались в Третьяковской галерее. Вопрос — надолго ли?
18 июля 2018
6
Фабрицио Плесси: «Я обладаю чувством потока, я текучий, подвижный, толерантный, открытый»
79-летний пионер медиаарта Фабрицио Плесси, выставки которого открыты сейчас в Москве, в ГМИИ им. Пушкина, и в Венеции, может позволить себе критиковать и старое, и современное искусство. Подробности — в интервью TANR
17 июля 2018
7
Музеи Кремля отправят в Лондон «Военное» яйцо Фаберже с сюрпризом
Проект «Последний царь: кровь и революция», посвященный 100-летию со дня расстрела российской императорской семьи, представит лондонский Музей науки.
17 июля 2018
8
Виктор Разгулин: «Я рисовал так, как мне хотелось»
В московском фонде IN ARTIBUS проходит выставка Виктора Разгулина. Куратор Елена Руденко поговорила с художником о жизни и живописи.
19 июля 2018
9
Во дворе Музея архитектуры появятся кафе, лекторий и башня
В конкурсе на застройку внутреннего двора музея победил проект архитектурной лаборатории Polygon.
20 июля 2018
10
Венецианская биеннале в 2019 году пройдет под знаком проклятия
Темой главной выставки стало псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен».
16 июля 2018
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru