The Art Newspaper Russia
Поиск

Главный садовник

Памяти Валерия Левенталя

Валерий Левенталь. Фото: Павел Рычков / Большой театр
Валерий Левенталь. Фото: Павел Рычков / Большой театр

Теперь, когда выдающийся художник-сценограф ушел, многие в социальных сетях вспоминают его театральные работы. Кто-то — оперы, которые Валерий Яковлевич ставил в Театре Станиславского и Немировича-Данченко, а также в Большом, где был главным художником (1988–1995), плодотворно сотрудничая с Борисом Покровским; кто-то — его балеты, поставленные для Майи Плисецкой (Левенталь работал со всеми «священными чудовищами» советской балетной сцены от Олега Виноградова и Юрия Григоровича до Леонида Якобсона и Дмитрия Брянцева). Другие говорят о легендарном «Доходном месте» Марка Захарова, закрытом сразу же после премьеры. Или же о не менее легендарном «Безумном дне, или Женитьбе Фигаро» Валентина Плучека в Театре Сатиры, подарившем Андрею Миронову одну из лучших его ролей. О его, Плучика же, «Клопе» и «Ревизоре». Ну, или о легендарных спектаклях Анатолия Эфроса — «Женитьбе» и «Трех сестрах» в Театре на Малой Бронной и роковом «Вишневом саде» на Таганке, который ставили уже после отъезда Юрия Любимова на Запад. Еще одна часть Facebook’а вспоминает совместные работы Валерия Левенталя с Олегом Ефремовым: художник «одел в плоть» практически все чеховские постановки главного режиссера МХАТ. То есть у каждого театрала есть, видимо, собственный особый образ того, что сделал Валерий Левенталь за свою долгую творческую жизнь, начавшуюся в оттепельном 1964 году.

Все эти «разные Левентали», впрочем, объединены общей творческой манерой. Нельзя сказать, что работы Валерия Левенталя узнаваемы: все они заточены под параметры конкретных жанров и стилей, режиссерских подходов и реальных техзадач, однако все поставленные им спектакли отличает тщательность и глубина проработки. Как общей концепции, дающей простор осуществления, так и любых деталей, среди которых не было ни одной случайной. Критики часто говорили о «магическом реализме» Валерия Левенталя, о магии и таинстве театра, возникающем как будто бы из ничего. Критик Алла Шендерова пишет о декорациях Левенталя, «сотканных из всех оттенков ностальгии», а Павел Руднев вспоминает свое ощущение от ефремовских «Трех сестер»: «Прозрачные задники во всю глубину мхатовской сцены с рядами деревьев — прозоровский дом в густой роще, сквозь которую проступает, через марево, тусклый невечерний свет. Тысячи источников света, декорация пробита множественными тенями, полутенями, лучами. Декорация залита хаотичными пятнами, пуантилизм света. И дом точно такой же, крутящийся, скрипучий, деревянный, старомодный, но через который, как через решето, пробивает уничтожающий негатив свет. Не дом, а продуваемое пространство. Дом, полный воздуха. Дом исчезает, растворяется, тает на свету.

Каждый акт — новое время года, новые погодные условия. Пьеса сделана Ефремовым как погодное явление. Судьба, как погода, переменчива и, как погода же, неотвратима. И меняются обои в доме. Первый акт — бежевые. Второй — синие. Акт пожара — красные. Финал — белые. Классический занавес после каждого акта. В последнем акте на сцене жгут листья — запах сжигаемой сырой подгнившей органики сливается с запахом трупа, о котором говорит Соленый (Алексей Жарков), запах чумного карантина, который настает после отъезда гарнизона».

Именно Чехов, кажется, и стал главным соавтором Левенталя. Менялись режиссеры, но не привязанность к пьесам, которые художник раз за разом оформлял, все дальше и дальше уходя внутрь «колдовского озера» и «вишневого сада». В интервью Алле Шендеровой Левенталь говорил, что делал последнюю чеховскую пьесу «бесчисленное количество раз» и именно этот спектакль позволил ему сформулировать и сформировать свой особый «магический реализм»: «С Эфросом мы потом делали его в Японии и в Финляндии, но „таганская“ постановка была первой. Помню, как Анатолий Васильевич горел желанием работать у Любимова — они были тогда в очень теплых отношениях. Я же, придя на подмостки, где исповедовалась идея „бедного театра“ и где Давид Боровский великолепно обнажал сцену, решил сделать „антитаганку“ — прикрыть все, что является театральным оборудованием, и сделать сцену более-менее традиционной. Поработав с Эфросом, я понял, что на такой драматургии, как Чехов, художник должен заниматься магическим реализмом. Когда, допустим, капля, падающая с потолка, может привлечь внимание всего зала своей магией. Этого магического реализма я пытался достичь позднее, оформляя „Вишневый сад“ Олега Ефремова в МХАТе. Например, я придумал, что стена вдруг делается прозрачной и сквозь нее катится мячик, который толкнул еще покойный сын Раневской. Этот эффект мне удался, но в спектакле Ефремова он был ни к селу ни к городу…»

Удивительным образом творческая и человеческая судьба Валерия Левенталя связана с историей советского и российского театра в самых вершинных ее достижениях. Именно ему обязаны материальной оболочкой шедевры, навсегда вошедшие в театральные учебники и хрестоматии. Работа художника и есть самое важное, что остается в памяти от наших частных театральных впечатлений, поскольку от актерской игры остаются отдельные жесты и интонации. И только замысел сценографа, воплощающего общий замысел в точных визуально-пространственных метафорах, «способ существования» его, как внутреннего, так и внешнего, продолжает воскресать в воспоминаниях максимально яркой картинкой. А после тотальных инсталляций Ильи Кабакова и Ирины Наховой, сооружающих пространства полного погружения, мы начинаем смотреть на левенталевские решения сценической коробки совершенно под иным углом зрения. Так и оказывается, что с помощью театра и традиционных сценических технологий один отдельно взятый художник способен не просто опередить время (как свое личное, так и уровень развития искусства в определенный исторический момент, то есть опередить современный ему уровень мышления, на особенностях которого актуальное искусство как раз и «паразитирует»), но создать шедевры, значение которых способно раскрыться только вечность спустя.

Правда, театральное искусство, существующее «здесь и сейчас», не дает возможности оценить эти порывы и достижения в полной мере. Декорации объемны, громоздки и занимают слишком много места во чреве театральных хранилищ. Мешая монтировщикам и пожарникам, они списываются при первой удобной возможности, из-за чего аутентичное ощущение от спектаклей становится невозможным. Да, сохраняются записи и воспоминания, но разве можно заново передать то, как когда-то воспринимались соотношения высоты и глубины выгородок, подлинные цвета и мерцания бутафорских деталей?

Алле Шендеровой Валерий Левенталь рассказывал, что «в Америке бывают аукционы, на которых можно купить куски декораций, даже бутафорию из спектакля, а в России все это выкидывают. С другой стороны, ведь и сам спектакль жив очень недолгий период. Если ты художник, у тебя есть возможность написать холст. Если он хорошо написан, то с годами, как вино, станет еще лучше. И переживет тебя…»

Возможно, поэтому, оказавшись в Америке, где он провел свои последние годы, Валерий Левенталь увлекся станковой живописью. Всю свою жизнь «сторожа чужие огороды», он, член Союза художников СССР (1964) и России, академик Российской академии художеств (1997), народный художник СССР (1998), лауреат Госпремии (1995), награжденный орденами Дружбы (1999) и Кирилла и Мефодия (Болгария, 1976), только в последние годы нашел возможность и время для своего собственного вишневого сада.

Просмотры: 2433
Популярные материалы
1
Дэмиен Херст: «Цвет — хороший способ избежать темноты»
Последние полтора года Дэмиен Херст провел в уединении в лондонской мастерской, рисуя вишни в цвету. В интервью он раскрывает истинный масштаб своего проекта и объясняет, почему главная тема его новой серии — жизнь и смерть.
14 июня 2019
2
Art Basel 2019: мертвая крыса, акция #metoo как произведение искусства и продажи за закрытыми дверями
В швейцарском Базеле проходит главная мировая ярмарка современного искусства
14 июня 2019
3
Музею Рублева грозит полное выселение из Спасо-Андроникова монастыря
Будущее музея обсуждалось на заседании комиссии по взаимодействию Русской православной церкви с музейным сообществом, состоявшемся в Минкультуры РФ.
17 июня 2019
4
Музейные инновации в эпоху Brexit
В Сараево прошел Европейский музейный форум, на котором была вручена очередная премия «Европейский музей года». Андрей Рымарь побывал на форуме и выяснил, какие музейные практики сейчас вызывают наибольший интерес профессионального сообщества.
13 июня 2019
5
Медиамагнат Патрик Драи приобрел Sotheby’s за $3,7 млрд
Таким образом, Sotheby’s, акции которой торговались на нью-йоркской фондовой бирже в течение 31 года, вновь станет частной компанией.
18 июня 2019
6
На «Винзаводе» открывают шесть выставок об образовании в области современного искусства
Выпускники и студенты московских школ дизайна и современного искусства показывают свои достижения.
13 июня 2019
7
Клип для певицы Билли Айлиш повторяет произведения Маурицио Каттелана
Судя по всему, режиссер клипа Дейв Мейерс использовал образы, позаимствованные у художников — и не в первый раз.
14 июня 2019
8
Сюрреалистический гербарий Макса Эрнста собрали в Эрмитаже
Живопись и графику Эрнста 1920-х годов впервые показывают в России.
18 июня 2019
9
Литмузей открылся в новом здании в центре Москвы
Это самая большая выставочная площадка Государственного музея истории российской литературы, которая в перспективе должна стать музеем отечественной литературы ХХ века.
18 июня 2019
10
Центр Жоржа Помпиду устроил ретроспективу Доры Маар
На выставке представлено более 400 фотографий, картин и документов художницы, шагавшей в ногу с ХХ веком.
19 июня 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru