The Art Newspaper Russia
Поиск

Он заставил скульптуру вертеться. Первая в России ретроспектива Александра Колдера

В ГМИИ им. А.С.Пушкина представят все периоды творчества классика

Александр Колдер с мобилем в своей студии Роксбери. 1941 год

Александр Колдер с мобилем в своей студии Роксбери. 1941 год

В искусстве ХХ века есть три больших скульптора, творчество которых сформировалось в 1920–1930-е годы: Генри Мур, Альберто Джакометти и Александр Колдер. В силу идеологических причин о показах их работ в СССР не могло быть и речи. По той же причине они практически отсутствуют в наших музейных собраниях. Первая ретроспектива Джакометти состоялась в 2008 году в ГМИИ. Муру повезло больше: три выставки в разные годы, начиная с 1990-х в ГМИИ, Эрмитаже и Музеях Московского Кремля. Теперь же в ГМИИ состоится наконец и долгожданная встреча с Колдером.

Надо только напомнить, что эта встреча не первая. В 1959 году в Москве в исторической теперь Американской национальной выставке участвовали две его скульптуры — Большой черный «московский» мобиль (1957) и Семиногое существо (1957), чтобы затем благополучно вернуться домой. На московской ретроспективе будет 56 произведений Колдера (скульптура, живопись, графика), охватывающих период с 1927 по 1976 год. 53 экспоната — из Фонда Колдера в Нью-Йорке, два из частных коллекций и единственная работа из фондов ГМИИ — гуашь, подаренная автором Святославу Рихтеру в 1970 году. Американский куратор выставки Александр Ровер, внук художника и президент фонда, составил ее хронологически. В начале — ранние скульптуры из проволоки, созданные в Париже, куда Колдер приехал впервые в 1926 году, поучившись до этого на художника в Нью-Йорке. Это Хелен Уиллс (1927), Геракл со львом (1928) и многофигурная Арена цирка (1929).

Кстати, первый парижский успех Колдера был связан именно с цирком, вернее, с его миниатюрной копией с самодельными фигурками циркачей и разных зверюшек из подручного «мусора». Развернув этот нехитрый реквизит на Салоне юмористов в 1927 году, Колдер разыграл целый спектакль. После его пришлось повторить еще не раз из-за оглушительного успеха: на представление сбегались как художники, так и просто зеваки. Появились и другие работы из проволоки — графические абрисы, но трехмерные, что давало основание называть их скульптурами. Почему проволока? В детстве Колдер мог наблюдать за работой деда и отца, тоже скульпторов, сгибавших металлические стержни и проволоку для арматуры своих работ из глины. Став уже известным в Париже, Колдер не стал почивать на лаврах. В 1930-м он посетил мастерскую Пита Мондриана — и вскоре появились его абстрактные композиции, подвешенные на проволоку и приводимые в движение рычагом или моторчиком, а со временем — оживающие благодаря дуновению ветра или прикосновению. Колдер называл их «объектами», пока Марсель Дюшан не придумал для них термин «мобиль». Кстати, устойчивые конструкции Колдера «стабилями» будто бы назвал еще один классик — Жан Арп. На выставке будет один из первых мобилей Колдера  — Красный, белый, черный и медный (1934). По словам Ровера, «с изобретением мобиля в 1931 году, Колдер разрешил проблему, обозначенную в начале ХХ века русскими конструктивистами, — изобразить движение в его чистейшей форме».

В США большой успех к скульптору пришел с ретроспективой в МоМА (под кураторством того же Дюшана) в 1943-м. Международное же признание он получил после войны (как и Мур с Джакометти): выставки, заказы на монументальные стабили (мини-макеты которых также будут на выставке). А в 1952 году ему был, наконец, присужден и гран-при Венецианской биеннале. 

Материалы по теме
Просмотры: 3525
Популярные материалы
1
Собрания музеев пополнят 53 тыс. произведений из коллекции Союза художников СССР
В программу включено 68 музеев, преимущественно региональных.
19 июля 2019
2
Фестиваль GAMMA в Санкт-Петербурге объединил музыку и совриск
Международный фестиваль прошел на шести площадках в городе, в том числе на территории завода им. Степана Разина и в газгольдерах на Обводном канале
19 июля 2019
3
Фантастический блокбастер в Западном крыле Новой Третьяковки
Выставка «Свободный полет» московского Музея AZ изменила знакомое пространство бывшего ЦДХ до неузнаваемости. Все особенности стиля музея обернулись в новом пространстве его достоинствами.
17 июля 2019
4
Россия вошла в десятку мировых лидеров по числу охраняемых памятников
Десять псковских церквей XII–XVI веков внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО на состоявшейся в Баку 43-й сессии Комитета всемирного наследия.
17 июля 2019
5
Выставка архива Харджиева в РГАЛИ откроется, несмотря на пожар
Российский государственный архив литературы и искусства рассказал о текущей ситуации после пожара, случившегося в здании 12 июля
17 июля 2019
6
В Петре открылся новый музей
Древний город, высеченный в скалах, пытается преодолеть последствия «арабской весны», вызвавшей в регионе затяжной туристический кризис.
18 июля 2019
7
Эрмитаж предупредил о мошенничестве с билетами
В интернете появился дублер официального сайта Государственного Эрмитажа, через который билеты в музей продаются по завышенным ценам
18 июля 2019
8
Николай Полисский: «Хочу живописью заниматься, но не картины писать»
Основатель и главный художник арт-парка «Никола-Ленивец» Николай Полисский сделал для фестиваля «Архстояние», который пройдет с 26 по 28 июля, новый — цветной — объект.
22 июля 2019
9
Не в закрома, а для предъявления
На выставке новых поступлений Музей имени Рублева показывает, какими путями в его коллекцию попадают новые экспонаты.
18 июля 2019
10
На 84-м году жизни умер коллекционер и филантроп Фридер Бурда
Собрание Бурды, который выставил в своем музее в Баден-Бадене скандальную изрезанную работу Бэнкси, насчитывает около тысячи произведений, в том числе работы Пикассо и Поллока.
17 июля 2019
Партнер Рамблера
Рейтинг@Mail.ru